Газета «Наш Мир»
Заметки с последнего международного фестиваля мусульманского кино "Золотой минбар"
"Ну не знаю я, что это такое – мусульманское кино", – развел руками режиссер Станислав Говорухин на одной из пресс-конференций в рамках III Международного кинофестиваля мусульманского кино "Золотой минбар", проходившего в прошлом году. А с 16 по 22 октября нынешнего года в Казани прошел уже IV фестиваль. Однозначного определения этому явлению культурной жизни пока не найдено, однако проект, судя по всему, будет иметь продолжение. Вопрос в том, какую роль в нем будет играть мусульманская религиозная составляющая.
Возникший в 2005 году фестиваль мусульманского кино "Золотой минбар" был приурочен к 1000-летнему юбилею Казани, и стал своеобразным "мусульманским ответом кинофоруму "Золотой витязь" очевидно, являющемуся православным, хотя официально и не позиционирующим себя в качестве такового. Репертуар всех прошедших фестивалей "Золотой минбар" можно разделить на три блока картин. "Религиозно-дидактические" фильмы, сюжеты которых напрямую связаны с историей и идеями ислама; художественные ленты с явно прослеживающимся в них идейным исламским содержанием – чаще всего призы достаются именно им и документальные и художественные ленты снятые либо в странах мусульманского мира, либо этническими мусульманами: в этих фильмах присутствуют мусульманские мотивы, хотя не обязательно в религиозном, а, скажем, в культурном или этническом плане.
На последнем казанском кинофоруме под эгидой Российского Исламского Университета (РИУ) впервые, была организована конференция "Роль кинематографа в диалоге культур и конфессий". Выступивший на конференции известный историк-религиовед, ректор РИУ Рафик Мухаметшин предложил такое определение: "Мусульманское кино – это кино, в той или иной степени, связанное с мусульманской культурой". Это может выражаться по-разному: через тематику картин, через культурно-этническую принадлежность создателей, страну происхождения. Но надо помнить, что за понятиями "мусульманский", "исламский", несмотря на всю их универсальность, всегда в той или иной мере должны и будут стоять ключевые моменты именно религиозного плана, такие как строгий монотеизм и набожный, благочестивый образ жизни.
И если проанализировать некоторые из фильмов-победителей "Золотого минбара"-2008, то можно обнаружить, что призерами в основных номинациях стали картины, в которых заметно присутствует именно религиозное начало. Победителями в номинации "лучший полнометражный игровой фильм" стали две ленты: индийская кинокартина "Джодха и Акбар", режиссер Ашутош Говарике, и картина "Ми" для мамы", иранского кинорежиссера Расула Моллагалипура. Индийский фильм, выполненный в канонах "Болливуда", повествует о чрезвычайно интересном периоде истории Индии – правлении шаха Джелаладдина Акбара из династии Великих Моголов (XVI в).
На вопрос о том, является ли иранское кино "исламским" и существуют ли какие-то более-менее устойчивые критерии "исламскости" кинематографа пытался ответить Расул Садр Амели. Этот режиссер получил статуэтку "Золотого Минбара" в номинации "лучшая режиссерская работа" за фильм "Каждую ночь одиночества". Исламский характер кинофильмов демонстрируется и тем, что в них, по словам Расула Амели, удается продемонстрировать любовные чувства без поцелуев и эротических сцен. Этому девизу соответсвует и его картина "Каждую ночь одиночества". Главная героиня – радиожурналистка Атие; она не снимает хиджаба, даже, когда остается наедине с мужем. Супруги лежат на разных кроватях и перебрасываются весьма невинными фразами.
У фестиваля "Золотой минбар" есть одна особенность – это еще и ежегодный смотр молодой кинематографии Татарстана. Не стал исключением и нынешний, IV фестиваль. Татарстанские фильмы, преимущественно короткометражные, представляют собой произведения разного художественного уровня, причем далеко не всегда они вписываются в каноны мусульманской этики.
Нынешний фестиваль привлек большое число иранских кинематографистов, и было объявлено о начале реализации программы сотрудничества между ними и их татарстанскими коллегами. Возможно, в ближайшее время мы увидим плоды творческого синтеза исламского кино и советской секулярной школы кинематографа, представленной кинематографистами Татарстана.
|