Газета «Наш Мир» Теперь, когда шоковая волна, поднятая высказываниями Бенедикта XVI на лекции в Регенсбурге 12 сентября 2006 года, спала, становится ясно, что последствия этого события необходимо переоценить. Помимо и превыше полемики папская лекция подняла проблему взаимной ответственности христиан и мусульман на Западе. В данный момент неважно, оговорился ли понтифик, либо как высший авторитет Церкви озвучил ее политику. Главное, что таким образом была определена сфера, в которой должны иметь место полновесные дебаты между Христианством и Исламом. Папские упоминания о "джихаде", "исламском насилии" просто шокировали
мусульман, хотя Папа и связал их с высказываниями византийского
императора Мануила Палеолога. Ясно, что настало время начать
дебаты по общим теологическим обоснованиям и фундаментальным принципам,
разделяемым обеими религиями. Призыв мусульманских лидеров "Общее слово
между вами и нами" символизирует то же самое намерение: наша традиция
имеет своим источником того же самого Единого Бога, призывающего нас
уважать человеческое достоинство и свободу. Обе эти схожие
традиции ставят одинаковые вопросы, касающиеся высшей цели человеческой
деятельности и уважения этических принципов. В мире, переживающем
беспрецедентный глобальный кризис, в мире, в котором политика, финансы
отношения между людьми и окружающей средой страдают от жесточайшего
отсутствия совести и этической цельности, делом величайшей значимости
становится то, что христианско-мусульманский диалог обращает внимание
как на богословские вопросы, так и на этические проблемы ценностей и
высших целей.
Наша задача отнюдь не создание нового религиозного
альянса против "секуляризованного" и "аморального" мира, но внесение
конструктивного вклада в дебаты с ним, недопущение того, чтобы логика
экономики и войны разрушила то, что еще осталось от наших
общегуманистических ценностей. Наш конструктивный диалог на
основе общих ценностей и высших целей куда более значим и важен, чем
препирательства о числе последователей, противоречивые заявления о
прозелитизме и бесплодная борьба за исключительное обладание истиной.
Догматически зашоренные люди в обеих религиях, считающие себя обладателями истины, работают фактически против своих же собственных религий. Тот, кто говорит, что он или она обладают истиной, а ошибается кто-то другой, а
не они, уже впадает в ошибку. Наш диалог должен сопротивляться
соблазну догматизма - обращением ко всестороннему, критичному и неизменно
вежливому противопоставлению идей. Мы должны вести такой диалог,
серьезность которого требует от нас покорности и смирения. Мы
должны глубже изучать историю, для того, чтобы вести истинный диалог
цивилизаций. Определенные страхи перед настоящим могут повлечь за собой
искаженное видение настоящего. Это удивительно, но Папа, заявляя об
античных и христианских корнях Европы, делает это так, как будто бы
реагирует на угрозу мусульманского присутствия в Старом Свете. Но
подход Папы, как я отметил для себя после лекции в Регенсбурге,
является упрощенным. Нужно обратиться к фактической реальности
прошлого, к истории идей. И когда мы сделаем это, то очень скоро станет
ясно, что так называемое противостояние между Западом и мусульманским
миром не более, чем виртуальная реальность, если хотите, идеологический
инструмент. С помощью этого инструмента можно сконструировать различные
противоположности, которые можно сталкивать между собою или приглашать
к диалогу, в зависимости от обстоятельств.
Ведь так же, как
Запад был в определенной степени сформирован мусульманами, так и
мусульманский мир формировался под влиянием Запада. Императивом нашего
времени становится внутренний процесс критических рефлексий. Подобно
тому, как на Западе начался процесс внутренних дискуссий, точно так же
он должен охватить Ислам и мусульман с тем, чтобы урегулировать
отношения с собственным прошлым в дискурсе разнообразия и плюрализма. Споры между верой и разумом и по поводу достоинств рационализма постоянно велись как внутри мусульманской, так и внутри христианской цивилизации и, таким образом, не являются эксклюзивным наследием античности или
Христианства. Никто не имеет исключительных прерогатив на просвещение. Папские заявления в Регенсбурге на самом деле открыли новые сферы проблем, которые необходимо исследовать и в дальнейшем использовать в позитивном ключе с тем, чтобы строить мосты между двумя нашими цивилизациями и
работать рука об руку с целью поиска совместного ответа на социальные,
культурные и экономические вызовы наших дней. Вдохновляемый
такими идеями, я участвовал во встрече 4-6 ноября в Риме, а также во
встрече с Папой 6 ноября. Наша задача сегодня в том, чтобы приняв на
себя соответствующие обязательства, посвятить себя работе на нечто
большее, чем просто этот мир, с условием полного уважения верований и
свобод друг друга. Очень важно понять, что говорить о проблемах свободы
совести, местах поклонения, "принципе взаимности", можно только в атмосфере взаимного доверия и уважения. Еще очень важно,чтобы каждый из нас садился за стол переговоров с признанием того, что не мы одни обладаем знанием истины, с чувством уважения к тем, кого мы собираемся выслушать, и признания их отличия от нас, и, наконец, осознанием той общей связки между нами, которая должна
помогать поддерживать критический дух в восприятии тех противоречий,
которые могут существовать между посланием веры и практикой верующих. Таковы те существенные моменты, которые необходимо учитывать, если мы хотим добиться успеха.
|