Газета «Наш
Мир» Выступать
на конференции, посвященной развитию мусульманской журналистики, - дело
непростое. Проблем так много, что говорить можно весь день. К тому же,
говорить можно красиво, долго и ни о чем – примерно так я всегда
представляла себе многотитульные мероприятия, организованные «сверху».
А чтобы сказать коротко, громко, уверенно и по существу, да желательно
тапком по трибуне пару раз стукнуть, и при этом быть услышанным, - для
этого в России надо быть… мужчиной. Ну, не воспримут всерьез девушку,
будь она хоть трижды в платке. А то и на кухню отправят - «своим
женским делом» заниматься. Меня пока не сослали.
Может быть, потому, что говорить я решила на прошедшей 12 ноября в
Казани «Общероссийской конференции мусульманских журналистов» только о
блогах. Очевидно, что все другие проблемы аккурат умещаются в формат
блогинга, да к тому же вполне разрешаемы в рамках этого вида
журналистского творчества.
В такое выступление можно канвой вплести все те неистребимые
недостатки, с которыми я и многие мои коллеги уже устали бороться:
ослепительные мягкие знаки в глаголах третьего лица, бесконечные
бесфамильные муфтий-шейх-хаджи-хазраты в информационных жанрах, грубый
«прозелитизмо-нравоучизм», псевдодуховная цензура…
Нет никаких границ вещания в блоге, кроме нравственных. Зато на
конференциях это и регламент, и стереотипы, и конъюнктура, и
абстрактные общеисламские интересы, которые таки требуют конкретных
индивидуальных жертв. И именно об абстрактных интересах, втиснутых в
компактные дежурные лозунги, говорить хочется меньше всего. Как
оказалось впоследствии, процент этих самых лозунгов был значительно
ниже ожидаемого мной.
Докладчиков было немало, практически каждый из нас так или иначе
коснулся задач исламской журналистики. В общем смысле это были слова о
высокой духовной миссии мусульманина-журналиста и в целом издания,
пишущего об Исламе. В частных случаях такого журналиста попеременно
наделяли функциями то просветителя, то пропагандиста, то врачевателя
душ человеческих, а также приписывали ему обязанность быть
мусульманином, что называется, «до мозга костей».
Первым о почетной миссии исламской журналистики заговорил муфтий
Татарстана Гусман Исхаков, выступавший с приветственным словом. Он
отметил важность пропаганды подлинного Ислама и духовных ценностей,
назвал такие общеизвестные недостатки как нехватка ресурсов и кадров и
призвал к более тесному взаимодействию СМИ с официальными исламскими
структурами.
Мол, хорошо бы некоторую группу журналистов брать с собой в поездки,
чтобы те транслировали ход переговоров и итоги деятельности. Я даже
ясно себе представила таких завербованных муфтиятами акул пера,
прикормленных ласковой рукой духовного руководства.
Но когда Г. Исхаков напрямую сопоставил мусульманского журналиста с
проповедником и даже «с хазратом в мечети», меня слегка передернуло.
Сравнение, вероятно, должно подчеркнуть высокий уровень ответственности
как перед аудиторией мечети, так и перед аудиторией газеты. Однако…
Проповедник и журналист живут в принципиально разных информационных
плоскостях. Посему попытка представить возможные последствия от такого
повсеместного газетного назидательства повергла меня в легкий
интеллектуальный транс.
Я всегда была убеждена, что монотонная проповедь не является ни методом
журналистики, ни жанром, ни целью, а риторика доморощенного
примечетского оратора, выложенная на бумагу, как, впрочем, и любая
внехудожественная моралистика, сдобренная тиражом, только раздражает
свободолюбивый мозг читателя. Она вызывает в лучшем случае желание
читать по диагонали, а в худшем – прямой, здравый и вполне справедливый
протест: журналистика должна быть живой.
Но тон был задан – татарстанский муфтий назвал нас «проповедниками» и,
как говорится, взмахнул рукой. Тут же выступавшие следом официальные
лица на разный лад принялись повторять озвученную идею. Так,
заместитель гендиректора агентства «Татмедиа» Сюмбель Таишева назвала
исламского журналиста «проводником идей религии», фактически определив
для наших изданий прямую пропагандистскую задачу, каковая в полный рост
стояла перед СМИ во времена строительства социализма.
Руководитель управления Россвязьнадзора по РТ Анвар Валеев обозначил
разъяснительную роль мусульманских изданий в свете попыток использовать
СМИ для разжигания розни и формирования искаженного представления об
Исламе. «Ислам и ваххабизм – это не одно и то же, да и там еще надо
разобраться», - непринужденно, плавно звучало с трибуны.
А председатель Союза журналистов РТ Римма Ратникова не только
согласилась сравнить журналиста с проповедником, но даже заявила, что
сам факт выхода мусульманских газет – «это уже смелость, это уже
позиция». Хотя лично я с детства недоумевала: почему иметь позицию
считается смелостью, а не естественным состоянием здравомыслящего
человека?
Конечно, активное проповедничество и повсеместная пропаганда исламских
ценностей определялись не как единственный смысл существования
мусульманских СМИ, а лишь как направления в целой системе задач,
стоящих перед религиозными изданиями. И конечно, согласиться с таким
вектором я не могу, поскольку считаю журналистику не рычагом
манипуляций и не плакатно-краснознаменным способом внушения, а сферой,
призванной лишь информировать и побуждать – к размышлению, к диалогу, к
гражданской инициативе. И только на добровольной читательской основе.
Экс-редактор дагестанской газеты «Ас-Салам» Магомед-Расул Омаров
добавил к озвученным предыдущими ораторами задачам исламское
просвещение и назвал некоторые газетные «табу»: в понимании
дагестанской редакции, такие темы как государственное устройство,
политика и выборы «разделяют умму», потому газета передает «картину
Ислама» в целом. А представитель информационного агентства «IslamNews»,
напротив, отнес участие редакции в освещении предвыборной кампании к
достижениям агентства.
Главный редактор казахстанской республиканской газеты «Наш Мир» Айдар
Каипов в тезисах был глобален. Он возложил на мусульманского журналиста
ответственность за, ни много ни мало, «интеллектуальное, культурное и
духовное «завтра» всего человечества». Он высказал убеждение, что
миссия мусульманских СМИ сегодня – донесение не только до ума, но и «до
понимания каждого человека, не взирая на менталитет и традиции, задач и
смыслов жизни, установленных Богом». Такие слова, пожалуй, надо слушать
стоя.
Али Ибрагимов, заместитель главного редактора журнала «Ислам», считает
миссией этого издания «возвысить имя Аллаха». Он, конечно, отметил
духовно-просветительскую и образовательную функции мусульманских СМИ, а
направление деятельности издания выразил весьма философски: «Дать людям
возможность… вернуться к себе». Оригинальная вышла рекурсия.
Но наиболее полно и красиво, на мой взгляд, представил суть исламской
журналистики ректор Кукморского медресе Ришат Курамшин. В своем докладе
он четко назвал и упорядочил главные функции: призыв, информирование,
объединение и организация уммы, формирование правильного мнения об
Исламе, образование, воспитание...
И в данной системе сам журналист, по мнению Курамшина, должен обладать
не только литературным талантом. Он также должен остро чувствовать свою
ответственность перед аудиторией, иметь глубокие религиозные знания и
быть «духовно чистым», то есть искренним мусульманином, дабы основывать
свою работу не на тщеславии, а на намерении.
В этой связи резонно возникает вопрос: а может ли немусульманин писать
об Исламе и вообще быть в полной мере «исламским журналистом»? Ответ
Курамшина звучит как приговор: «Журналист, не читающий намаз, не имеет
права называться мусульманским журналистом». Но что если именно работа
в исламских СМИ «сделает из журналиста мусульманина»?
В некотором смысле «параллельный» подход к определению сути исламской
журналистики проявился в ключевой фразе председателя Лиги исламских
журналистов Радика Амирова: «Между религиозной журналистикой и обычной
журналистикой нет особой разницы». В этом отношении дилеммы, возникшие
перед участниками конференции, вполне можно соотнести с вопросами,
которые сегодня стоят перед российской журналистикой в целом.
Это кадровые, финансовые, организационные, идеологические проблемы,
свобода слова, независимость изданий, плюрализм, нарушение прав
журналиста… Вполне естественно, что назрела столь острая необходимость
вынести все это с сугубо редакционного на общероссийский уровень
обсуждения.
Такое обсуждение, заложенное в программу, длилось всего 30 минут. Этого
было катастрофически мало, так что, казалось бы, не стоило и начинать.
Были эмоции, было сожаление, что форум заканчивается, была
убежденность, что продолжение непременно последует…
Я думала о выступлении главного редактора малотиражной газеты «Ислам
хабарларэ» в городке Октябрьский в Башкортостане Рустэма Шакирова и
плачевном состоянии региональной исламской журналистики; об
энтузиастах, которые четыре года назад начали выпуск газеты «Ислам
info» при казанской мечети «Сулейман» и довели ее до многотысячного
тиража по всей России…
А еще о том, что в условиях какой-то болезненной идеологической
разноголосицы, когда одни нашептывают, что «у них-де муфтий не тот», а
другие покрикивают, что «у этих акыда не подходящая», заявлять о едином
информационном пространстве рановато. Но приблизиться к нему - через
открытую полемику, взаимные комментарии и отклики, конструктивную
критику и совместные проекты – уже возможно.
|