Газета «Наш Мир»
История учит тому, что ничему никого не учит. Эта истина стара как мир, но возраст не мешает ей оставаться актуальной. Глядя на происходящее в мире, а конкретно на войны, которые ведет США – невозможно отделаться от ощущения дежавю. Все это уже было. За небольшими отличиями.
О схожести иракского и вьетнамского конфликтов, а также о схожести советской и американской афганских кампаний не говорил уже только ленивый. Развитие конфликтов, особенно афганского, повторяет события прошлого с потрясающей точностью, и мысль о том, что чужие ошибки никого ничему не учат вновь и вновь приходит в голову. В настоящее время США повторяют одну из этих ошибок – они наращивают афганский контингент до 52 тысяч человек, надеясь, что увеличение его численности, вкупе с наращиванием сил некоторых союзников позволит, наконец, одержать решительную победу над отрядами Талибана и разрозненными партизанскими группами без единого командования.
В свое время наращивание численности ограниченного контингента советских войск было выбрано в качестве одного из главных средств достижения победы: большее количество солдат позволяло держать под контролем большую территорию и обеспечивать конвоям с грузами более сильное охранение. Определенное зерно истины в этом решении было, однако вскоре выяснилось, что в отсутствие возможности нанести удар по базам снабжения и подготовки противника – простое наращивание сил бесполезно. На смену убитым душманам из Пакистана являлись все новые и новые одиночки, группы, крупные банды, вооруженные американским, китайским, советским (полученным от некоторых бывших союзников СССР) оружием, и процесс приходилось повторять.
Единственным способом уничтожить душманов полностью была войсковая операция против их баз на территории Пакистана, однако такая эскалация войны была невозможна.
Что происходит сейчас? Практически то же самое. США ведут бои с партизанскими формированиями, получающими подпитку из-за рубежа – из Ирана и Пакистана, и не имеют возможности подавить базы. Война на территории Пакистана, равно как и война против Ирана в настоящее время невозможна. Чего приходится ждать в итоге? Наращивание американского контингента в Афганистане не приведет ни к чему, кроме роста потерь (стоит кстати заметить то, как неохотно США сообщают о своих потерях в зоне конфликта). В результате, они окажутся перед выбором: сворачивать операцию, или идти на ее радикальное расширение. Сворачивание – означает провал и позорное бегство. После ухода США Афганистан быстро вернется под власть Талибана – даже самые смелые прогнозы вряд ли отведут правительству Карзая больше нескольких месяцев «автономного существования». Чем обернется это решение для внутриамериканских проблем – сказать еще труднее, но на фоне углубляющегося кризиса – не только экономического, но и психологического – проигранная война будет не лучшим добавлением. Еще более ухудшит ситуацию в США вывод войск из Ирака без решительных результатов.
Второй вариант, расширение конфликта – означает силовое решение иранской проблемы и силовую же попытку вернуть пакистанского союзника в нужное русло.
Однако, эти шаги влекут за собой полномасштабную войну на Ближнем и Среднем востоке от Ирака до границ Индии, с участием десятков дивизий, сотен тысяч человек личного состава, десятков боевых кораблей, тысяч самолетов и вертолетов. Эта война будет превосходить по масштабу любой конфликт XX века, кроме, разве что, обеих мировых войн. Результаты и последствия такого конфликта, который может втянуть в свою орбиту едва не всю Азию, представить невозможно.
Поверить в то, что США пойдут на подобное решение очень трудно. Однако история, которая, как известно, никого ничему не учит, говорит нам, что в свое время наращивание военного производства и вступление во Вторую Мировую, в сочетании с активным провоцированием Японии, стало способом преодоления последствий Великой Депрессии. Кризис, который в настоящее время обрушился на западный мир, имеет все шансы превзойти Великую Депрессию. Кто поручится за то, что способы выхода не окажутся столь же впечатляющими?
|