Газета «Наш Мир»
Эксклюзивное интервью 1news.az с писателем, главным редактором газеты «Завтра» Александром Прохановым
- В Америке к власти пришел черный президент, демократ. Как считаете, внешняя политика Америки резко изменится или в принципе ничего особенного ждать не придется?
- Если кто-то говорит, что у него есть формула поведения Америки, то это обман. Мир охвачен трясиной, сходит оползень и он набирает скорость, а под этот оползень пытаются набить соломы. Некоторые строят свои дома и дворцы под этим оползнем, мир находится в состоянии неопределенности, меняет кожу. В человечестве накопились огромные дефекты и деструкции. Человечество нарушило важные глубинные и фундаментальные функции, которые сотворил господь Бог. Все основные мировые религии и священные тексты мира полагают, что справедливость является универсальной формулой. Справедливость определяет отношение всего ко всему, жизнь планет, галактик, вселенной. Этакое золотое сечение.
- В том, что избран Обама, мир особой несправедливости не видит? Всех волнует, есть ли разница между нынешней и будущей внешней политикой.
- И есть, и нет, потому что и те и другие будут реагировать на летящую катастрофу, связанную с обвалом мировой экономики, с разрушением гигантского уклада, в создании которого человечество принимало участие на протяжении последних 50 лет.
- Вы верите, что грядет третья мировая?
- Третья мировая была предотвращена недавно, она могла разразиться в результате кризиса на Украине, на Кавказе.
- И в Иране могла разразиться…
- Конечно, между поведением Буша и Обамы будет большая разница, потому что Буш действовал в одной обстановке, а Обама, действуя в другой обстановке, приглашает в свою администрацию людей из команды Буша. Он понимает, что его политика будет отличаться от политики Буша не потому что он демократ, а потому что резко изменилась ситуация. Если бы сейчас был у власти Буш (старший), он действовал бы тоже иначе. Рушится Америка, кончается американская эра. Ничего экстраординарного в желаниях Обамы нет. Желание вывести войска из Ирака и ввести дополнительные войска в Афганистан, а также начать диалог с исламским миром, при этом постоянно усиливая свое присутствие в Израиле - это не есть новая политика.
- В частности новый президент США сделал сенсационное заявление о том, что намерен закрывать базы в Гуантанамо.
- Мои американские друзья сейчас рассказывают, что в 22 штатах Америки заложенные концлагеря, еще незаполненные никем. В южных штатах, под солнцем идет скопление гробов, некое гробохранилище. Вот он и будет закрывать базы в Гуантанамо, и открывать их на территории Америки. Идет самум, и этот самум будет сметать средний класс, он чреват огромными социальными недовольствами. Накладываются расовые конфликты, увеличивается конфронтация Америки со всем миром.
- Если будет усиливаться конфронтация Америки, то по логике должна и усиливаться борьба за регион Закавказья между двумя державами - Россией и США?
- Регион Закавказья сам наполнен огромными противоречиями, геополитическими, национальными, религиозными и геостратегическими, где всегда легко манипулировать этими противоречиями. Как говорят наши конспирологи, Америка, зайдя в тупик в войне с исламским миром, пытается наладить отношения. Резко перекодируя свое отношение на Ближнем Востоке в войне с исламским миром, США хотят транслировать этот конфликт в Россию. Грубо говоря, помирившись с исламским миром, натравить его на Россию. Это возможно, потому что в России самой много противоречий. Вот это одна из возможных форм американской политики.
Вторая форма, говорят, что 21 век - это век конфликта Китая и Америки, это не совсем так. Всегда возможен договор между Китаем и Америкой опять же за счет России. Сброс этого напряжения на сибирские территории. Кавказский же регион не является самостоятельным, это буферный регион который мозаично входит в интересы множеств империй, множества больших суперпроектов. Например, Иран - абсолютное явление Закавказья и можно сказать, Кавказская супердержава. Азербайджан и Иран - это, в перспективе, одно государство. Ирак, который набит шиитами тоже практически одно с Ираном государство. Поэтому расширяющаяся звезда Ирана сама по себе вносит дикую нестабильность.
- Одна из главных проблем, существующих в Азербайджане, это ситуация войны с Арменией. Из за этого конфликта Азербайджан вынужден наращивать свою военную мощь и усиливать присутствие супердержав, так или иначе, обещающих решение этой проблемы. Официальный Баку старается вести сбалансированную политику как по отношению к Западу, так и к России. Есть ли в этом смысл?
- Я был в Степанакерте (Ханкенди), выступал за Азербайджан, меня принимал Гейдар Алиев. У меня много друзей в Азербайджане. Ни Россия, ни Америка не будут помогать Азербайджану решать Карабахскую проблему, потому что и у России огромные интересы в Азербайджане, и у американцев. Американцы не будут выбирать между Ереваном и Баку, а наоборот, будут всячески использовать этот конфликт. Единственный способ у Азербайджана, на мой взгляд, способ, к которому он не прибегал тогда и не прибегнет, это способ создать крупную армию и завоевать эту территорию.
- То есть военным путем?
- Ну а каким еще? Азербайджан, мне кажется, не способен воевать. Азербайджанец - не военный. Это торговец, купец, это технолог, но не военный. Если посмотреть, ресурсы Азербайджана намного превышают ресурсы Армении: больше людей, больше денег. Стратегически Карабах находится внутри Азербайджана, Лачинский коридор легко перерезать. Но азербайджанец не хочет воевать. Вот в чем проблема, если для них это вообще проблема.
- Избран иной путь, страна за 10- 15 лет выросла из разрухи в стабильное сильное государство, регионального игрока. Все-таки результат есть?
- Не вижу. Карабахская проблема не решена. Азербайджан может привести к победе тающий ресурс населения в Карабахе, создать блокаду, сделать там жизнь невыносимой. Дать уйти по коридорам…
- Официальный Баку пока не рассматривает такого рода меры, однако, если теоретически предположить, что это произошло, думаете, Россия не станет помогать армянам в Нагорном Карабахе?
- А что, Россия будет воздушные мосты устраивать?
- Как помогала во время войны…
- Тогда был Советский Союз, а не Россия, это разные вещи. А Россия, когда лишится Сибири, будет другая страна. Там служили офицеры советской армии, 7-я гвардейская, стоящая под Баку, могла посылать свои войска и своих воинов. Сейчас некому этим заниматься и Россия никогда не станет вмешиваться. Это дело рук самих азербайджанцев.
- Как вы думаете, какова будет реакция России?
- Здесь будет много разговоров, много шуму, поднимется армянская диаспора, будет много демонстраций, но эта война решается в течение недели, а потом зеленый флаг начинает реять в Шуше.
- В связи с этим не могу не спросить об историческом визите Абдуллы Гюля в Ереван. Как думаете, Турция станет жертвовать собственными интересами ради решения проблемы Нагорного Карабаха?
- Чем крупнее держава, тем менее охотно она будет ввязываться в этот конфликт. Это конфликт между двумя странами и здесь третьи стороны не будут встревать. У Турции есть свои интересы в Армении и на всем Кавказе. Турция предполагает, что если Россия будет отступать, Турция вернет себе позиции, на всем Кавказе, включая Грузию, Баку и Ереван. Геостратегия Турции смотрит очень далеко, через Кавказ, на Великий Туран. Все эти процессы разработаны геополитически, экономически и военно.
- Раз речь зашла об имперских амбициях Турции, хотелось бы узнать: вот есть Иран - исламское государство, Азербайджан – преимущественно мусульмане и даже шииты, как и иранцы, разделяет их только граница, есть Турция, тоже мусульманская страна и тоже, как и азербайджанцы, тюрки. Почему это не становится объединяющим фактором?
- Потому что исламская идея не является суперидеей, ислам даже арабов не может объединить. Даже арабы, казалось бы, не просто религиозно, но и этнически едины. Все размазаны по огромному пространству и это формирует каждый в своем регионе особый тип государства, тип политики, ничего не поделаешь, сегодня это так. Должен родиться новый, великий завоеватель. Не обязательно Саладдин, может быть завоеватель не обязательно с копьем, может быть с новой валютой, с новой суперидеей, которая объединит.
- Как считаете, теория пантюркизма в данном контексте является более пассионарной, чем теория панисламизма?
- По-моему пантюркизм тоже исчерпал себя, это уже явление прошлое. Мир сползает в оползень и этот большой оползень несет в себе колоссальную тайну, тайну будущего человечества, вот что он сдерет с поверхности, то и останется. Ведь мы не ожидали, что Сомали станет пассионарной страной, а то, что сейчас происходит с этими пиратами, это африканская пассионарность, которая оснащена электроникой, системой космической связи и отвагой.
- Какая тут отвага, идут в пираты люди, которым есть нечего. Одна часть богата, а другая умирает с голоду. Так происходит везде, где быстрыми темпами развивается терроризм.
- Это ответ черной Африки на оскорбления, которые континент выдерживал в течение трех веков. Это пассионарная группа и что может быть смешнее и беспомощнее крейсера с названием «Неустрашимый» или «Непотопляемый» в руках этих быстроходных и отчаянных людей.
- Раз речь зашла о пассионарности, хочу спросить. В Иране, по разным данным, от 25 до 35 миллионов этнических азербайджанцев, практически второй человек после президента, главный муфтий, тоже этнический азербайджанец, однако ничего не меняется…
- Иран - это империя, страна с огромной имперской традицией. Империя выше этноса. Азербайджанцы, которые живут в Иране, - часть империи, они живут культурой этой империи, они предпочитают быть частью этого огромного нарастающего целого, чем выпадать и двигаться в сторону своего Северного брата.
Сегодня нынешний Азербайджан не явил миру новой культурной идеи. Пока из Баку не исходит новой идеи, кроме идеи торговли нефтью и своим геостратегическим положением. Баку выпал из Российской империи и в этом смысле много потерял, но приобрел статус независимого государства, а половина азербайджанцев здесь, в России, тут и будут ассимилироваться. Кстати я не исключаю, что роль Азербайджана в становлении России будет колоссальной.
- Роль Азербайджана или диаспоры?
- А где кончается Азербайджан и начинается диаспора? Это люди, у которых остались там братья и сестры. Они помогают им деньгами.
- Ассимиляция азербайджанцев в России - это не влияние на Россию, это пополнение популяции…
- У азербайджанцев большой опыт ассимиляции, я сам из молокан, мои предки до сих пор в Шемахе… «Ивановка», «Русские Борисы». Азербайджанцы имеют огромный опыт в этом смысле.
- Понятно, что в будущем «лице России» будет прослеживаться этногенез и азербайджанца, это очевидно, но это будет через сто лет. Думаете, сегодня нет смысла создавать структуры, которые бы обладали влиянием на территории России?
- Не надо торопиться, со стороны Азербайджана идет медленная неуклонная экспансия, через два поколения, при правильном поведении и азербайджанцев, и русских, может случиться, я не исключаю, что президентом России может стать азербайджанец.
Беседовала Саадат Кадырова, политолог, независимый корреспондент, Россия, Москва
|