Газета «Наш
Мир» Глупый вопрос? Возможно. Однако именно он не раз и не два приходит в голову тем, кто впервые сталкивается с божественной тематикой в своей жизни. «А если нет, то почему все ангелы носят мужские имена?». Вопрос
достойный того, чтобы вырубить на добрые две минуты даже знатоков
Православия. Сущность ангельской природы давно волновала умы верующих. Отцы Седьмого Вселенского Собора, указавшие на совершенную
бестелесность и невидимость Бога, говорили об ангелах, как о существах
«не всецело изъятых от телесности и не безусловно невидимых»,
существах, обладающих «тонкими, воздухообразными или огненными телами,
в которых они неоднократно являлись и были видимы». Кто же такие Ангелы? В переводе с греческого «Ангел» означает «вестник», а вестниками они называются потому, что Бог посылает их возвещать Свою
волю. В библейской книге Иова сказано: «Егда сотворены быша звёзды,
восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои» (Иов. 38,7). Из этого
видно, что ангелы были сотворены прежде всех видимых тварей. Число
ангелов известно одному Богу, но из слова Его видно, что их очень
много. В Священном Писании Ангелы называются различными именами:
Ангелами Божиими, святыми, живущими на небесах, воинством небесным,
духами. В том же Священном Писании Ангелы часто принимают образ людей (чаще всего юношей и мальчиков), однако им, как существам
бесплотным, а, следовательно, и бесполым, не приписываются человеческие
черты. Их сверхчеловеческую, чисто духовную природу подтверждает сам
образ их явления в нашем мире – неожиданный и чудесный. Священное
Писание свидетельствует о двух началах в человеке – душе и духе, а вот
в отношении Ангелов никогда не говорит о последнем, подразумевая,
очевидно, что они являются чистыми духами. Иов говорит, что они не
имеют, подобно нам, тел, составленных из земных элементов. По другим
текстам они невидимы, а пищу, предлагаемую людьми, принимают только для
виду; будучи бесплотными, они не вступают между собой ни в какие
плотские отношения (Мф. 22, 30). Известную же библейскую сцену из 6-ой
главы Книги Бытия о Сынах Божиих, вступивших в связь с земными
женщинами, принято относить не к Ангелам, а к потомкам благочестивого
Сифа, что в свою очередь свидетельствует о бесплотной, а,
соответственно, и бесполой природе Ангелов. Откуда же взялась «мужская» составляющая в Ангельских образах, ведь известно, к примеру,
что одно из первых иконографических изображений Ангела-хранителя,
которое распространилось с XVI-XVII столетий в России, обычно
представляет нам юношу, облачённого в белый хитон? Ответ на этот вопрос
скорее всего кроется в человеческой природе, воспринявшей христианство
в эпоху патриархата, когда всё в мире было завязано на главенствующей
роли мужчины. Человеку проще и привычнее было говорить о посланниках
Божьих, как о более главных, более ответственных существах, каковыми на
тот момент истории являлись представители мужского пола. К кому у
ветхозаветного патриарха будет больше внимания?.. Кто в новозаветное
время отпугнёт от монастыря злобных разбойников?.. Конечно же,
доблестный муж, сияющий славой Божией. Что же касается «мужских» имён, то здёсь достаточно упомянуть всего лишь два факта для
того, чтобы развеять миф о мужской природе ангелов: 1. Давно и успешно в нашем обществе функционируют имена-унисекс: Александр/Александра, Валентин/Валентина и пр. 2. Известно, что в монастырях при постриге, когда человек принимает ангельский чин, женщинам иногда дают мужские имена. Да
и что, в конце концов, значит имя, как не просто набор звуков, символов
и ассоциаций, связанных в нашем сознании с тем-то или с тем-то?.. То же
самое, что и видение бесплотного и бесполого существа в том качестве,
которое ты способен воспринять, чтобы понять его послание. Для кого-то
это будет сияющий муж, а кому-то достаточно и простой веры, осенённой
лучом света, изрекающим: «Не бойся, потому что я ангел твой…».
|