Газета «Наш Мир»
Общество издревле превозносило талантливых людей. Многие уверены,
что обладание отличными от остальных людей умственными способностями и
уверенность в их наличии и есть ключ к успеху. Однако исследование,
длившееся почти 30 лет, доказывает, что повышенное внимание к
интеллекту или таланту делает людей уязвимыми к неудачам: они начинают
бояться вызовов судьбы и не способны преодолеть временные трудности,
пишет Scientific American. Школьники, которым легко давалась учеба и
которым с детства внушали, как они талантливы и умны, в конце концов
уверяются в том, что именно тот факт, что они не затрачивают на учебу
никаких особенных усилий, и делает их талантливыми. В результате эта
уверенность заставляет их считать все свои ошибки и усилия, которые
нужно прикладывать для достижения хороших результатов, ударом по
самолюбию. Как следствие они теряют уверенность в собственных силах и
мотивацию к дальнейшей учебе. Преувеличенная похвала талантам
детей, которой часто злоупотребляют родители, только усугубляет
подобный образ мыслей. Однако исследования, проведенные учеными,
показывает, что любого потенциального вундеркинда можно научить не
бояться трудностей и развивать собственный склад ума, фокусируясь на
усилиях, прикладываемых для достижения результатов в учебе, а не на
таланте или IQ. В частности, доказано, что дети, связывающие
отсутствие успехов в учебы с отсутствием таланта, о котором им так
часто говорили родители, теряют мотивацию к учебе и перестают
показывать хорошие результаты в гораздо большей степени, чем школьники,
которые связывали отсутствие успеха с недостатком усилий. Наиболее
упорные ученики не фиксировали свое внимание на ошибках, вместо этого
они рассматривали их, как проблему, требующую решения. Психологи
выделили два типа учащихся не только в зависимости от разного отношения
к собственным ошибкам, но и в зависимости от того, как они понимают
слово "интеллект". "Беспомощные" учащиеся, которые сосредоточены на
своих ошибках и воспринимают их как недостаток таланта, уверены, что
интеллект – это понятие "монолитное", неизменное и неизменяемое.
Другими словами, каждому отмеряно определенное количество интеллекта, и
изменить это количество нельзя. Психологи называют такой тип мышлений
"фиксированным". Его представители избегают сложных задач, так как
шансы совершить ошибку увеличиваются, а так же уменьшаются шансы на то,
чтобы выглядеть умным и талантливым. Такие дети не прилагают никаких
усилий для решения проблемы: они уверены, что "вкалывать" должны только
те, у кого нет таланта. Школьники, ориентированные на преодоление
трудностей, напротив, считают что интеллект – это то, что можно и нужно
развивать путем получения знаний и постоянного труда. Такой тип
мышления называется "развивающимся". Психологи провели
эксперимент с участием школьников из 7-го класса. В самом начале
учебного года они попросили участников эксперимента ответить на вопрос,
согласны ли они с тем, что интеллект – это нечто, данное при рождении,
то, что нельзя изменить или развить. Затем их условно разделили на две
группы и провели тест на знания в области математики. Группы показали
примерно одинаковые результаты. Затем в течение года ученые наблюдали
за динамикой оценок школьников. Как и предполагали руководители
исследования, ученики с "развивающимся" типом мышления считали, что
главная задача их нахождения в школьных стенах – это получение знаний,
а не хороших оценок. Кроме того, они полагали, что главное – это
прикладываемые усилия, и чем больше трудишься, ем лучше результат. Они
поняли простую вещь – даже гению нужно работать, чтобы достичь высоких
результатов. Школьники с "фиксированным" типом мышления,
напротив, были озабочены тем, чтобы выглядеть в глазах окружающих
"умными" в гораздо большей степени, чем собственно учебой. Их больше
волновали оценки, а не полученные знания. У них наблюдалось крайне
негативное отношение к прикладыванию усилий для того, чтобы достичь
результата: они считали, что тяжелый интеллектуальный труд – это
признак небольшого ума. Повторное тестирование по математике,
проведенное в конце учебного года, показало явное преимущество группы с
"развивающимся" типом мышления. Участники этой группы
продемонстрировали большую направленность к достижению цели путем
особого внимания к прикладываемым усилиям. Разрыв между этими двумя
условными группами на протяжении последующих двух лет наблюдения только
увеличился. Ученые предполагают, что "фиксированный" тип мышления
в дальнейшей жизни приведет к отказу признавать свои собственные ошибки
не только в школе и институте, но и на работе и в личной жизни. Как
же сделать так, чтобы тип мышления одаренного ребенка стал
"развивающимся", а не "фиксированным? Один из способов: объяснить ему,
что все достижения являются результатом упорного труда. К примеру,
говоря о гениальных открытиях, заострять внимание на том, что
прирожденный талант ученых развился и раскрылся благодаря их упорному
труду в области обучения. Следует также уделять внимание правильной
похвале ребенка: слишком превознося таланты отпрыска, родители рискуют
превратить его в человека с "фиксированным" типом мышления,
ориентированного не на знания, а на оценки. Кроме умения правильно
похвалить усилия, родители и учителя могут помочь детям овладеть
"развивающим" типом мышления, научив их относится к собственному мозгу
как к обучающемуся механизму. У школьников, которым рассказывали не
только о навыках обучения, но и о "развивающем" типе мышления и умении
применять его в образовательном процессе, начали улучшаться показатели
учебы. Результатом масштабного многолетнего исследования стал вывод
о том, что великие достижения тех, кого мы называем гениями, не явились
следствием исключительно дара, полученного о рождения, но стали
результатом долгих лет упорного труда. Соответственно, упорный труд и
дисциплина ведут к гораздо большим достижениям в учебе, чем самый
высокий уровень IQ.
|