Газета «Наш Мир»
РОБИНЫ ГУДЫ НА ДОВОЛЬСТВИИ Если почитать
специализированные выпуски новостей, едва ли не каждый день сообщается
о новых, все более наглых пиратских выходках по всему миру. Ущерб
мировой экономике от пиратства за минувшие десять лет превысил 3 трлн
долларов – совокупный валовой продукт почти всей Африки! Да, с пиратами борются. Но что поразительно – путем создания военных баз НАТО... Многие
аналитики считают пиратство следствием социально-экономического
неравноправия в мире. Не случайно, говорят они, современные флибустьеры
– в основном выходцы из слаборазвитых стран, раздираемых всевозможными
конфликтами. Потому и бытует мнение, что таким образом «отверженные
народы» отвечают на неоколониализм. Может, и так. Но с другой
стороны, уж очень часто пиратские «наезды» совершаются возле стран,
отвергающих диктат Запада, или где нет у него надежных форпостов
(Йемен, Судан, Эфиопия, Сомали, Малайзия, Вьетнам, Камбоджа). Зато – на
стратегических судоходных маршрутах, вблизи крупных сырьевых регионов.
И вообще иногда кажется, что жажда наживы, которая двигала «настоящими»
пиратами древности, – вовсе не важна пиратам современным. Тогда что им
нужно?.. Немного истории. В Средние века нельзя было плавать по
морям и океанам не опасаясь нападений со стороны флибустьеров. Имена
пиратов наводили ужас на все человечество: Джеймс Кук, Френсис Дрейк,
Уолтер Рейли, Аруж Барбаросса, Энн Бонни... Во второй половине
XVIII столетия европейским государствам почти полностью удалось
покончить с вольным, неподконтрольным пиратством. А потом началось
нечто другое: появились пираты «прирученные». ...Рубеж ХVIII–ХIХ
веков – это постоянные войны европейских держав друг с другом. Мало кто
знает, но в войнах за колонии европейские страны использовали и такое
«оружие», как пираты. Только это были уже не вольные рыцари морей, а
люди, напрямую подчиненные тому или иному правительству и не скованные,
в отличие от солдат регулярной армии, «этикетом» войны. Это не ново:
еще двумя столетиями ранее Москва использовала донских пиратов для
борьбы с Османами. Если пираты выигрывали – хорошо, если нет,
официальная Москва открещивалась от «разбойников». Но такого масштаба,
как в ХVIII–ХIХ столетиях, эта практика тогда не принимала. Именно
в те «просвещенные» века пираты трансформировались в корсаров – то есть
в пиратов на государственной службе. Скажем, корсар покупал (а чаще
получал даром) у государства разрешение на враждебные действия против
торговых судов страны-врага или конкурента. Причем заблаговременно
оговаривался процент добычи корсара. Капитан пиратского судна получал и
офицерский патент, превращавший его и членов команды – в случае их
захвата неприятелем – из обыкновенных разбойников, подлежащих
немедленному уничтожению, в официальных военнопленных, имеющих
соответствующие права. ОТКУДА GPS, КОРСАР?.. По
мнению российского исследователя Вячеслава Петрова, «сегодня проблема
пиратства предстала в новом качестве – как составляющая терроризма.
Подтверждением тому является хорошо организованный теракт против
американского эсминца «Коул» 12 октября 2000 года в гавани йеменского
Адена. То есть даже военные суда не застрахованы от таких атак». Но
именно после этой акции усилилось военное присутствие США в Красном
море и вблизи берегов Йемена. Посему возникает вопрос: чьи
пираты-террористы подорвали «Коул»? К пиратству в последнее время
все чаще прибегают и сепаратисты. Так, LTTE («Тигры освобождения
Тамил-Эламы»), борющиеся за независимое государство тамилов на
Шри-Ланке, с 1989 году пустили на дно как минимум треть всего торгового
флота Шри-Ланки. Интересно, что LTTE владеет собственными торговыми
судами, которые ходят под «безналоговыми» флагами Гондураса, Панамы,
Либерии, Кипра. Вообще, пираты-террористы тщательно маскируются,
притворяются рыбаками, туристами, спортсменами. Например, при захвате
итальянского круизного судна «Аккиле Лауро» в 1985 году террористы
взошли на борт как туристы. Как ни странно для «борцов с
Западом», пираты прекрасно вооружены. Тут впору поверить некоторым
шриланкийским и индийским газетам, которые уверяют, что LTTE работает с
западными спецслужбами. У пиратов, во всяком случае, и суда самые
современные, и самолеты есть, и вооружения отменные, средства связи на
уровне. В самом деле, откуда это все, если пираты – изгои?
Напомним, что статья 100 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.)
требует от всех государств бескомпромиссной борьбы с пиратством. Так,
уже в течение десяти лет Информационный центр предупреждения пиратства
в Куала-Лумпуре (Малайзия) постоянно регистрирует все заявленные факты
пиратства и предостерегает суда от опасных по этой причине рейсов. Но
реальных прорывов нет. Зато есть новые базы НАТО, распространяемые ради
борьбы с пиратством. Странно как-то, да? НЕФТЯНОЙ СЛЕД НА РОГЕ ПРЕТКНОВЕНИЯ Классический
в этой связи пример – Африканский Рог, многострадальная Сомали. Вблизи
этой страны, расколотой внутренними междоусобицами и конфликтами,
осуществляется свыше четверти общемировых перевозок нефти. Немаловажно,
что именно там пролегает транзит трети объема нефти, потребляемой
странами НАТО. Там же расположены чрезвычайно удобные гавани, где до
1960-х были западноевропейские порты. Да, именно западноевропейские,
так как эта территория тогда делилась на Итальянское, Британское и
Французское Сомали. Затем Сомали стала независимой страной. И
неоднократные попытки западных стран утвердиться на Африканском Роге –
они были предприняты в 90-е – заканчивались плачевно. Воинственные
сомалийцы заставляли «миротворцев» убираться восвояси. И вдруг этот
регион приобрел славу «пиратского». И вот туда, уже на «полных
основаниях», снова устремились эскадры НАТО... Есть ради чего,
наверное. Во-первых, оттуда хорошо контролировать перевозки нефти.
Во-вторых, рядом – «непрозападные» Судан, Йемен, Эфиопия, где тоже есть
крупные ресурсы нефти и газа. А в-третьих – от Африканского Рога рукой
подать не только до Индии, но и до центральной акватории Индийского
океана, где расположена крупная американо-британская военная база
(архипелаг Чагос, отторгнутый британцами от островного государства
Маврикий). Но, пожалуй, беспрецедентно то, что и в самой Сомали,
оказывается, немало нефти с газом. Еще во второй половине 1980-х
тамошние разведочные работы (их проводили советские, затем китайские
геологи) показали, что глубина залегания тех ресурсов и себестоимость
их добычи минимальные. Да и расположены они близко к местным портам. Но
по сей день эти ресурсы бесхозные, так что «пиратство» вполне может
быть направлено на то, чтобы под предлогом борьбы с ним направить в
Сомали войска НАТО и наконец-то овладеть тамошними нефтегазовыми
закромами. Стратегическая роль Сомали проявилась во Второй
мировой войне, когда союзница Германии, Италия, захватив Эфиопию в
1936-м и обладая частью Сомали, почти полностью овладела Африканским
Рогом. После чего вынашивались планы совместных действий Германии,
Италии и Японии в Аравии и Индии. Но от итальянских войск к весне
1941-го была очищена Эфиопия, а к весне 1942-го – весь Африканский Рог.
Это была одна из первых побед антифашистской коалиции. В
1960–1980-х в Сомали правил режим, ориентировавшийся сперва на СССР,
затем на Китай (в столице Сомали, Могадишо, были даже улицы Ленина и
Мао Цзэдуна!). Причем Сомали тогда занимала одно из лидирующих мест в
мире по экспорту мяса и мясных консервов, которые продавались в СССР
только в магазинах «Березка» и для правящей номенклатуры. Словом, тогда
в Сомали и еды хватало, и было что продавать. Но вдруг Сомали
превращается в арену междоусобиц и в одну из самых голодающих в мире
стран. А тут еще пираты... И, конечно, Запад решает помочь страдающим
от сомалийского пиратства своим постоянным военным присутствием на
Африканском Роге и вблизи него. ЗА КАДРОМ До
80% актов пиратства за последние 10 лет произошли в пределах
территориальных вод, то есть в портах или на рейдах тех или иных стран.
Руководство НАТО обычно преподносит этот факт как «неспособность»
государств справиться с пиратством. Не совсем так. Например, в ноябре
1999 года индийский корвет «Prahar», применив оружие, освободил
захваченное пиратами крупное грузовое судно «Alondra Rainbow» и вернул
его владельцу. Это стало первым случаем, когда с применением
национальной военной силы удалось отбить у пиратов корабль и арестовать
флибустьеров. С тех пор национальные ВВС и ВМС активно
привлекаются к борьбе с пиратством. Есть успехи в этом деле у Мьянмы,
Камбоджи, Судана, Йемена, Брунея, той же Шри-Ланки. Но эти факты
замалчиваются. Куда удобнее считать, что с пиратами могут воевать
только силы НАТО. Которые сосредотачиваются всякий раз там, где
происходит пиратский акт. И подверженный нападению «неподконтрольных»,
якобы, пиратов регион оказывается зоной интересов западных держав.
|