Газета «Наш Мир» Абсолютным большинством сограждан кризис воспринимается как стихийное
бедствие. Меньшинством — как время возможностей. Те, кто эту
возможность сумеет реализовать, станут богатыми. И — очень богатыми.
The New Times разыскал тех, кто считает: сейчас — отличное время
развивать свой бизнес. Александр Шамис — основатель и гендиректор
компании Foodik.ru — утверждает: в России по-прежнему поле непаханое
для усовершенствования старых технологий и идей, которые отлично
прижились в других странах, прежде всего в США, и именно кризис —
время, когда эти проекты могут быть востребованы. Еще два года
назад Шамис, которому 24 года и который получил образование в
политехническом институте в Нью-Йорке, вернувшись в отечество, стал
реализовывать проект, который позволяет, не выходя из дома или офиса,
делать заказы еды через интернет с максимальным комфортом. «Такой
бизнес, объединивший большинство ресторанов и кафе Нью-Йорка, два года
назад был продан за $160 млн. Я уверен, что такая идея будет
востребована и в Москве», — убежден Шамис. Деньги для своего
стартапа молодой человек взял: во-первых, у самого себя — в разных
местах занял около $80 000, во-вторых, у «бизнес-ангела» — $100 000, то
есть у состоятельного человека, который больше из любви к хорошим
идеям, нежели надеясь заработать на том деньги, инвестирует в подобные
стартапы1. За пару месяцев Шамис собрал базу данных по ресторанам
Москвы — на сегодня 160 точек и отработал софт, который позволяет
покупателю не только выяснить, какие заведения находятся в его районе,
но и сравнить цены в разных ресторанах и кафе. Клиент делает заказ на
сайте, который автоматически передается в искомый ресторан, а владелец
сайта получает процент от каждого заказа. Как быстро он отобьет
вложенные деньги? «Средний период окупаемости интернет-проектов
составляет три года, если очень повезет — два», — сказал в интервью The
New Times инвестаналитик фонда ABRT Кирилл Данилюк. Времена не выбирают Похожая
история и у Анны Чапман (ей 26 лет): окончив экономфак в московском
Университете дружбы народов, она уехала в Лондон, где работала в одном
из английских инвестбанков. Вот там-то она и узнала о компании, которая
вышла на IPO и получила капитализацию в миллиард долларов, хотя уровень
ее доходов не превышал $40 млн. И это был всего лишь сайт по
недвижимости, который позволял купить или продать квартиры в Англии. «Я
подумала, что эту идею вполне реально реализовать в России, —
рассказывает Чапман The New Times. — Уехала из Лондона, набрала
команду, нашла инвесторов и открыла проект Domdot.ru», — говорит она.
Анна убеждена: через полгода при помощи ее поисковика по недвижимости
можно будет найти более 3 млн реальных объектов, а пока — чуть больше
200 тыс. квартир и домов, расположенных в Москве, Питере, Лондоне и
ряде городов Болгарии. Причем кризис — нехудшее время для такого
стартапа, считает Чапман: цены на жилье будут падать, люди рано или
поздно начнут квартиры покупать, и агентства, через которые будут
осуществляться покупки, станут платить за конкретные звонки и заявки. В
России ничтожно мало стартапов по сравнению с США. Но как и в далекой
Америке, большинство инновационных бизнесов возникает именно в
интернете, хотя специальной статистики никто не ведет. «IT-стартап
становится «взрослым» бизнесом гораздо быстрее. Google или Yahoo!
превратились у всех на глазах в многомиллиардные компании за
относительно короткий срок. Поэтому интернет так привлекателен для
молодых предпринимателей», — сказал в интервью The New Times партнер
венчурного фонда Almaz Capital Partners Павел Богданов. Впрочем, и
инвесторы, и предприниматели признают: кризис заставит пересмотреть
бизнес-планы стартапов, умерить амбиции, переоценить риски и в конечном
итоге затянуть пояса: той же Чапман пришлось сократить свою команду. Плюсы для стартапов О
том, что кризис не только трудный период для бизнеса, но и время
возможностей, молодые предприниматели знают на собственной шкуре. «Если
раньше рестораны и кафе, которые я включал в свою базу данных,
встречали мои предложения c осторожностью , то сегодня в ситуации,
когда люди стали меньше питаться за пределами дома, заинтересованность
в моем проекте увеличилась, — говорит Александр Шамис. «Нынешний
кризис ставит по-новому вопрос об эффективности рекламы: как при
урезанных бюджетах привлечь максимальное число клиентов?» — спрашивает
Анна Чапман. Интернет измеряет эффективность рекламной кампании гораздо
лучше, так как о каждом потребителе можно получить более содержательные
данные. Проекты, подобные Domdot.ru, будут привлекательны, потому что
компании будут платить за реальных клиентов и их заявки. Экономический
кризис помогает найти талантливых и грамотных специалистов за небольшие
деньги или долю в компании, считает руководитель бизнес-инкубатора
ГУ-ВШЭ Дмитрий Репин. «Когда экономика на подъеме, такие ребята заняты
в больших компаниях и зашибают большие деньги. Сейчас они вылетают с
работы по причинам, от них не зависящим, поэтому стартаперы во всем
мире используют эту возможность», — говорит эксперт. Плюсы для инвесторов Спрашивается:
а почему, когда с деньгами и так трудно, инвесторы начнут вкладывать в
стартапы? Ответ следующий: вместе с фондовыми рынками падает все,
включая и новые бизнесы, а значит, можно по дешевке вложиться в
перспективную компанию. «Нам как инвесторам кризис на руку. Для входа в
стартап сейчас отличное время. Однако у проекта должна быть четкая и
понятная бизнес-модель», — говорит Кирилл Данилюк из венчурного фонда
ABRT. А профессор Репин приводит в пример компанию «Сибирский берег»,
которая образовалась аккурат после дефолта 1998 года, начав производить
сухарики. Спустя 6 лет компания контролировала уже 42% рынка. В 2007
году чистая прибыль «Сибирского берега» составила $10 млн. «Во
время кризисов появляется большое количество интересных стартапов,
потому что люди, вдруг лишившиеся работы, ищут, куда бы приложить свою
энергию», — уверен Павел Богданов из венчурного фонда Almaz Capital
Partners. Дело за малым: суметь оседлать кризис и не захлебнуться в его волне. |