Газета «Наш
Мир» «Лучше стоять за высокие темпы, чем сидеть за низкие». Академик АН СССР С.Г. Струмилин Казахстан остро нуждается в технологическом рывке. Существование современного общества, повышение уровня жизни, вхождение в число 50-ти наиболее развитых государств в мире, невозможно без высоких технологий. Республика в настоящий момент практически не имеет высокотехнологического сектора, а потенциал сырьевого экспорта в любой момент может быть сведен на «нет» колебаниями цен на мировом рынке. Казахстан находится в очень уязвимом положении. Однако сейчас мало кто понимает, как добиться этого результата, и в основном вся задача сводится к развитию образования. Не так давно в Казахстане создали фонд «Аспандау», который возглавил директор Алматинской высшей школы управления Канат Нуров, а главой правления стал автор идеи директор Центра гуманитарных исследований Сергей Грисюк. В целях этого фонда стоят: содействие правительству в выработке доктрины развития системы науки и образования Казахстана и в ее практической реализации; выявление актуальных проблем в обществе, требующих научного подхода; модернизация и развитие казахского языка в части его адаптации к исполнению научно-образовательных функций и интеграции во все отрасли современного знания. Весьма похвально, что такой фонд в Казахстане появился. Однако само по себе развитие образования и фундаментальной науки не только не обеспечивает, но даже не гарантирует развитие высоких технологий и соответствующих отраслей промышленности. Это типичное заблуждение, сформировавшееся в западных научных кругах, представители которых уже успели позабыть, каким образом технологии «становились на крыло». В США и странах Европы развитие опытно-конструкторских разработок и промышленности длится уже более ста лет, и к настоящему моменту сложилась огромная структура лабораторий, конструкторских бюро, компаний и предприятий, работающих на развитие технологий и занимающихся выпуском высокотехнологичной продукции. Эта сфера давно прошла этап становления и уже вполне в состоянии сама поддерживать свое существование. Для нее действительно самой серьезной задачей является обеспечение постоянного притока финансирования и новых подготовленных ученых и инженеров. Потому в странах с развитой промышленностью такое внимание уделяется теме развития образования. Но для стран, претендующих на вхождение в клуб технологических держав, эту историю развития техники и технологий стоит напомнить. Казахстан по своим условиям для развития технологий совершенно не похож на европейские страны или США. Потому в развитии казахстанских технологий нужно исходить из реалий Казахстана, а не из расхожих представлений. Реалии эти таковы: отсутствие сколько-нибудь развитого высокотехнологичного производства, распыление научных и инженерных сил, отсутствие лидеров в науке и технологиях, отсутствие широкой общественной поддержки технологического развития. В общем, весьма типичная картина начальной стадии развития технологической державы. Главная школа - практика Что нужно твердо помнить, так это то, что у истоков конкретных технологий и видов техники стояли совершенно конкретные люди, делавшие в этой сфере первые шаги. Причем далеко не обязательно это были дипломированные специалисты. Скажем, отец-основатель современного индустриального производства и массовой автомобилизации Генри Форд никогда не учился в университете, и его образование было весьма скудным. Его школой была его собственная мастерская, в которой он постигал тайны механизмов. Впоследствии, став уже крупным промышленником, он не изменил своим принципам, все нюансы производства постигал путем опытов и экспериментов и безжалостно изгонял со своих заводов всех, кто называл себя экспертом. Инженером-самоучкой был Томас Эдисон, получивший 1908 американских и около 3 тысяч иностранных патентов. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, создал безопасную электрическую лампочку накаливания, построил первые электровозы, положил начало электронике, изобрел фонограф и многие другие, очень полезные вещи. Он также не учился в университете и даже не закончил школы. У Николы Теслы - двинувшего далеко вперед электротехнику, также не заладилось с высшим образованием, он не окончил высшее техническое училище в Граце и Пражский университет. Однако работы Теслы сформировали базис для современных устройств, работающих на переменном токе, многофазовых систем и электродвигателя, что сделало возможным дальнейшее развитие промышленности. Подобных примеров можно приводить довольно много. У части великих изобретателей не было никакого высшего образования, часть не окончила университетов, остальные хоть и были дипломированными специалистами, но прославились совсем не этим. Если рассматривать биографии людей, сделавших большой вклад в развитие науки и технологий в ХХ веке, то можно сделать такое наблюдение. Всех этих людей объединяли следующие качества: необычайная работоспособность, постоянное стремление к поиску новых решений, постоянная тяга к апробации своих идей на деле и усовершенствованию их. Их основной школой была собственная практическая работа и тысячи экспериментов. Обычно на это обстоятельство не обращают внимания, хотя в нем содержится мощное рациональное зерно. Не образование и университеты сами по себе обеспечивают развитие науки и техники. Если ставится задача быстрого прогресса в этих областях, то нужно отыскать подобных творческих людей и обеспечить их всеми условиями для работы. Иными словами, для бурного развития науки и технологий в Казахстане нужны в первую очередь не фонды по развитию образования, а сеть лабораторий, куда мог бы поступить на работу каждый желающий, независимо от того, есть ли у него высшее профильное образование или нет. На этот момент нужно обратить особое внимание, а то ведь могут по старой привычке обставить лаборатории заборами из высоких требований к кандидатам. Начнут говорить, что вот де нужны только дипломированные специалисты, да еще желательно с учеными степенями. Но если не провести этого принципа доступности, тогда часть людей, которая по своим способностям могла бы стать крупными изобретателями и учеными, будет отрезана от условий, в которых они могли бы развить свой талант. Нужно помнить, что истинный талант далеко не всегда поддается огранке в высшем учебном заведении. Но, начав работу с лаборантов и помощников, в условиях научного поиска, экспериментов и общения с крупными специалистами, такие люди могут раскрыться, вырасти и принести огромную пользу. Казахстану остро нужны люди типа Глеба Кржижановского, Станислава Струмилина, Андрея Туполева, Сергея Королева, Михаила Калашникова, Авраамия Завенягина и многих других. Основное их качество – это сплав знаний, интуиции, целеустремленности, несгибаемой воли. Это люди, способные поставить великую цель и достичь ее, невзирая на самые неблагоприятные условия. Популяризация науки и технологий Только одно образование не дает гарантий развития науки и техники еще и по той причине, что науке и технике нужна постоянная поддержка со стороны общества. Сейчас этой поддержки практически нет. Очень мало кто интересуется достижениями ученых. Это легко проверить, если попытаться провести хотя бы одну публичную лекцию. Да и сами ученые утратили тягу и навык популяризации своих работ. Но это подрывает позиции науки. Общество не видит прямой связи между достижениями науки и технологий и своим личным благосостоянием. Могут возразить, что это не так. Однако нельзя не заметить, что нынешние научно-популярные материалы вращаются в основном вокруг компьютеров, мобильной связи, иногда медицины, энергетики. А если, допустим, обсуждался бы вопрос разработки новых типов электродвигателей? Или современные проблемы органической химии? Или достижения в области аэродинамики? Много тогда бы нашлось заинтересованных людей? Между тем, перечисленные области влияют на повседневную жизнь людей гораздо сильнее, чем развитие компьютерной техники или сотовой связи. Электродвигатели - это прогресс в области станков, оборудования, роботов, то есть возможность резкого увеличения производительности. Органическая химия дает доступ к новым видам топлива, новым искусственным материалам и множеству других полезных веществ. Что говорят обычному человеку названия: полиамидное волокно на основе поликапроамида, полигексаметиленадипинамид, полипарафенилен-терефталамид? А это капрон, нейлон и кевлар. Не нужно пояснять, какое они значение сейчас имеют. Прогресс в аэродинамике позволяет совершенствовать самолеты, автомобили и другие виды транспорта. Потому наука и технологии постоянно нуждаются в поддержке общества, которая выражается, помимо всего прочего, в финансировании работ, которая создается путем постоянной популяризации и растолковывания тех перспектив, которые открываются новыми исследованиями и изобретениями. Общество поддержки технологий Кто может выполнять эти две важнейшие для развития науки и технологий задачи? Государство не в состоянии решать эти задачи, поскольку оно само нуждается в помощи при определении наиболее перспективных направлений для выделения финансирования. Сами ученые и изобретатели поглощены своими исследованиями и разработками и почти не имеют времени для какой-либо непрофильной работы. Университеты заняты образовательным процессом. В итоге, сейчас это звено поддержки науки и технологий полностью выпадает, и никто им, в сущности, не занимается. Но если обратиться к опыту предшественников, то можно увидеть примеры, как решалась эта задача. В период становления науки и техники во множестве стран возникали многочисленные общества, занятые такой помощью. Многие из них существуют и успешно работают до сих пор. Один из наиболее знаменитых примеров - советское Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительств (ОСОАВИАХИМ). Оно сделало огромный вклад в развитие авиации, космонавтики, оборонного дела в довоенном СССР. В частности, именно в этой организации появилось структурное подразделение - Группа изучения реактивного движения (ГИРД) под руководством Сергея Королева. СССР всего за 30 лет (с 1931 по 1961 годы) проделал путь от первой жидкостной ракеты до запуска человека в космос. Поэтому, чтобы Казахстан стал технологической державой, нужно первым делом создать общество поддержки высоких технологий, основанное на принципе добровольного участия. Генеральная цель общества поддержки высоких технологий состоит в обеспечении разработки, создания, испытания и внедрения новых образцов техники и технологий. Самые первые задачи, которые должно решить общество поддержки высоких технологий, состоят в создании минимальной информационной инфраструктуры и проведении первоначальной пропагандистской кампании. Первым делом общество поддержки высоких технологий должно создать сайт, который возьмет на себя функцию информирования и научной библиотеки, чтобы была устранена главная проблема - недостаток сведений о современной науке и техники, публикаций и материалов. Потому максимальное внимание должно быть уделено созданию полнотекстовой библиотеки по различным отраслям науки и техники, необходимых для развития высоких технологий. Вторая цель общества поддержки высоких технологий формулируется несколько необычно - пользуясь техническим языком, это обогащение казахстанской общественной «руды». В Казахстане есть, бесспорно, толковые и готовые действовать люди. Но они пока находятся в окружении, которое блокирует их потенциал, не имеют возможности развиваться и расти. Работа общества - это своего рода «кислота», которая воздействует на эту «руду», вбирает и отделяет от нее этих самых толковых и деятельных людей. Получается в итоге социальный концентрат.Цель этой работы - поиск людей высшего выбора, хотя бы десяток казахстанских Туполевых и Королевых, работающих до упаду над развитием Казахстана. Такое общество внесет также весомый вклад в развитие образования в Казахстане. Ведь сейчас основные аргументы за образование в основном голословные. Наиболее востребованные специальности - менеджмент и экономика. Ученые и инженеры малоизвестны, малооплачиваемы и не находят и десятой доли того признания, которого заслуживают. Реальные успехи же в развитии технологий дадут реальные, зримые аргументы в пользу образования. Дмитрий Верхотуров |