Газета «Наш
Мир»
 Совсем недавно произошла такая история со взяткой. Затеял человек доброе дело 
– построить храм: решил реально помочь людям, дать им рабочие места, а значит, 
зарплату и стабильность их семьям. Формальности в оформлении строительства 
обещали быть долгими, и пока шла обычная бумажная волокита, не дожидаясь 
официального разрешения, успели построить. Понятно, что благословения духовника 
не было получено, а торопыжка чудом остался зрячим – при строительстве 
отлетевший с фрезы кусок попал в глазницу – спасла пара миллиметров. Сейчас ему 
нужно разобрать незаконную постройку, да ещё грозит суд и штраф. Вывод из этого 
казуса был сделан интересный – надо было "дать на лапу" ещё тогда, перед началом 
стройки, а сейчас и подавно надо. Мои возражения о промысле Божьем, о 
необходимости послушания духовнику и Богу вызвали у строителя изумление – ведь 
дело благое, сиречь богоугодное. Самое печальное, что этим строителем был 
служитель Церкви.  
Взятка – наша претензия и укор Господу, являющаяся действенным непослушанием 
Его воле. Человек, видя преграду своим желаниям, но не задумываясь об их 
причинах, как заправский шулер достаёт из рукава припрятанного там козырного 
туза – деньги – и хрясь! – "Твоя карта, Господи (т.е. Твой промысел обо мне), 
бита!". Евангельский пример – два года прокуратор Феликс ждал взятку за 
пленённого апостола Павла с христианских общин, зная, что тот не виновен, но ни 
у кого не возникло мысли давать её (Деян. 24, 26-27). А дело куда уж как благое 
– освободить Апостола. Словарь определяет мздоимство как получение или 
требование мзды, мздоимание как взяточничество, лихоимство как требование и 
взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток. Священное Писание 
определяет мздоимство как внутреннее зло и скверну (Мар. 7, 22-23), достойную 
страшного: "и огонь пожрёт шатры мздоимства" (Иов. 15, 34). Апостол Павел писал: 
"не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся… лихоимцем… извергните 
развращённого из среды вас" (1 Кор. 5, 9-13). Если таково отношение к грешнику, 
то что будет соблазняющему на такой грех – тому, кто сам приносит мзду? В 
Писании есть ответ: если в руке конверт, то на шее – мельничный жёрнов.  
Очень сомнительным представляется праведность дачи прямой взятки за спасение 
храма. Лукавый хитёр и способен за самое дорогое, что есть на земле – душу 
праведника и мученика, – предложить и больше, чем храм. Можно задаться целью и в 
Церкви начать в глобальных масштабах собирать деньги на взятки, чтобы через 
государственных функционеров и депутатов без проблем дожить до Апокалипсиса. И 
уже сейчас мир предлагает свою цену за сотрудничество, и многие религиозные 
организации и секты не стесняются платить (вспомнить хотя бы злоключения закона 
"О свободе совести и о религиозных объединениях"). Но тогда через нас и придёт 
"мерзость запустения" в церковь, если она не будет построена и выстрадана самим 
приходом, а подарена (разрешена) за взятку. И что это будет за церковь? И кому 
нужен духовный отец – взяточник? Понятно, что в Церкви нет места полемике по 
этому поводу.  
Судя по словам отца Всеволода Чаплина, о которых говорится в статье 
("необходимость борьбы с этим злом"), эта проблема имеет место быть. По себе 
знаю – искушение сильнейшее: раз! – и ты вроде будешь счастлив навсегда. Не "дал 
на лапу" – проиграл, терпишь житейские неудачи. И только доверие Богу, зрение 
своих грехов приводят к пониманию – какое счастье, что всё именно так и 
сложилось. Опытный духовник или время подскажет, в чём промысл Божий. А приговор 
всем крещёным участникам мздоимства есть в Евангелии: "Лучше бы им не познать 
пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. 
Но с ними случается по верной пословице: пёс возвращается на свою блевотину, и 
вымытая свинья идёт валяться в грязи" (2 Пет. 2, 19-22), "лихоимцы – Царства 
Божия не наследуют" (1 Кор. 6, 10), а "кто соблазнит одного из малых сих, 
верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на 
шею и потопили его во глубине морской" (Матф. 18, 6).  
Всем помощи Божией в борьбе с этим искушением.   |