Газета «Наш
Мир» Совсем недавно произошла такая история со взяткой. Затеял человек доброе дело
– построить храм: решил реально помочь людям, дать им рабочие места, а значит,
зарплату и стабильность их семьям. Формальности в оформлении строительства
обещали быть долгими, и пока шла обычная бумажная волокита, не дожидаясь
официального разрешения, успели построить. Понятно, что благословения духовника
не было получено, а торопыжка чудом остался зрячим – при строительстве
отлетевший с фрезы кусок попал в глазницу – спасла пара миллиметров. Сейчас ему
нужно разобрать незаконную постройку, да ещё грозит суд и штраф. Вывод из этого
казуса был сделан интересный – надо было "дать на лапу" ещё тогда, перед началом
стройки, а сейчас и подавно надо. Мои возражения о промысле Божьем, о
необходимости послушания духовнику и Богу вызвали у строителя изумление – ведь
дело благое, сиречь богоугодное. Самое печальное, что этим строителем был
служитель Церкви.
Взятка – наша претензия и укор Господу, являющаяся действенным непослушанием
Его воле. Человек, видя преграду своим желаниям, но не задумываясь об их
причинах, как заправский шулер достаёт из рукава припрятанного там козырного
туза – деньги – и хрясь! – "Твоя карта, Господи (т.е. Твой промысел обо мне),
бита!". Евангельский пример – два года прокуратор Феликс ждал взятку за
пленённого апостола Павла с христианских общин, зная, что тот не виновен, но ни
у кого не возникло мысли давать её (Деян. 24, 26-27). А дело куда уж как благое
– освободить Апостола. Словарь определяет мздоимство как получение или
требование мзды, мздоимание как взяточничество, лихоимство как требование и
взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток. Священное Писание
определяет мздоимство как внутреннее зло и скверну (Мар. 7, 22-23), достойную
страшного: "и огонь пожрёт шатры мздоимства" (Иов. 15, 34). Апостол Павел писал:
"не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся… лихоимцем… извергните
развращённого из среды вас" (1 Кор. 5, 9-13). Если таково отношение к грешнику,
то что будет соблазняющему на такой грех – тому, кто сам приносит мзду? В
Писании есть ответ: если в руке конверт, то на шее – мельничный жёрнов.
Очень сомнительным представляется праведность дачи прямой взятки за спасение
храма. Лукавый хитёр и способен за самое дорогое, что есть на земле – душу
праведника и мученика, – предложить и больше, чем храм. Можно задаться целью и в
Церкви начать в глобальных масштабах собирать деньги на взятки, чтобы через
государственных функционеров и депутатов без проблем дожить до Апокалипсиса. И
уже сейчас мир предлагает свою цену за сотрудничество, и многие религиозные
организации и секты не стесняются платить (вспомнить хотя бы злоключения закона
"О свободе совести и о религиозных объединениях"). Но тогда через нас и придёт
"мерзость запустения" в церковь, если она не будет построена и выстрадана самим
приходом, а подарена (разрешена) за взятку. И что это будет за церковь? И кому
нужен духовный отец – взяточник? Понятно, что в Церкви нет места полемике по
этому поводу.
Судя по словам отца Всеволода Чаплина, о которых говорится в статье
("необходимость борьбы с этим злом"), эта проблема имеет место быть. По себе
знаю – искушение сильнейшее: раз! – и ты вроде будешь счастлив навсегда. Не "дал
на лапу" – проиграл, терпишь житейские неудачи. И только доверие Богу, зрение
своих грехов приводят к пониманию – какое счастье, что всё именно так и
сложилось. Опытный духовник или время подскажет, в чём промысл Божий. А приговор
всем крещёным участникам мздоимства есть в Евангелии: "Лучше бы им не познать
пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
Но с ними случается по верной пословице: пёс возвращается на свою блевотину, и
вымытая свинья идёт валяться в грязи" (2 Пет. 2, 19-22), "лихоимцы – Царства
Божия не наследуют" (1 Кор. 6, 10), а "кто соблазнит одного из малых сих,
верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на
шею и потопили его во глубине морской" (Матф. 18, 6).
Всем помощи Божией в борьбе с этим искушением. |