Газета «Наш Мир»
"The Washington Times": «Почти 40 процентов ошибочно считают, что Конституция дает президенту право объявлять войну. Всего 27 процентов знают, что Билль о правах однозначно запрещает установление в Соединенных Штатах официальной религии»
"Не хотите ли ответить на пару вопросов по обществознанию? Назовите три ветви власти. Если ваш ответ: 'исполнительная, законодательная и судебная', то вы более информированы, чем 50 процентов американцев.
Недавно Институт межуниверситетских исследований (Intercollegiate Studies Institute) из штата Делавэр опубликовал результаты общенационального исследования 'Наше увядающее наследие: американцы не в состоянии пройти базовый тест по своей истории и институтам'. Вопросы теста были предназначены не для суперинтеллектуалов.
Лишь 21 процент респондентов знал, что фраза 'правление народа, посредством народа, для народа' была произнесена президентом Авраамом Линкольном в Геттисбергской речи. Почти 40 процентов ошибочно считают, что Конституция дает президенту право объявлять войну. Всего 27 процентов знают, что Билль о правах однозначно запрещает установление в Соединенных Штатах официальной религии. Примечательно, что почти 25 процентов американцев уверены в том, что Конгресс осуществляет свои внешнеполитические полномочия совместно с ООН.
Всего было задано 33 вопроса. Среди них были такие: 'Кто главнокомандующий Вооруженными силами США?' 'Назовите две страны, бывшие нашими противниками во Вторую мировую войну'. 'Согласно нашей Конституции, некоторые полномочия принадлежат федеральному правительству. Назовите одно из полномочий федерального правительства'. Тест ISI на грамотность в области обществознания был проведен среди 2508 американцев в масштабе всей страны. Тест не прошел 71 процент, а доля правильных ответов составила в среднем 49 процентов.
В выводах ISI, касающихся культурной неграмотности и общенаучной некомпетентности, на самом деле, нет ничего нового. Исследование Gallup, проведенное в 1990 г. по заказу Национального фонда гуманитарных наук (National Endowment of the Humanities) среди 700 старшекурсников, выявило, что 25 процентов не знают, что Колумб прибыл в Западное полушарие до 1500 г.; 42 процента не сумели поместить Гражданскую войну в верный полувековой период, а 31 процент считал, что Реконструкция была проведена после Второй мировой войны.
В 1993 г. исследование министерства образования США показало, что 50 процентов белых и более 80 процентов чернокожих выпускников колледжей не могут письменно изложить содержание газетной статьи; 56 процентов не могут правильно рассчитать чаевые; 57 процентов не в состоянии определить, сколько они получат сдачи с трех долларов, если купят тарелку супа за 60 центов и сэндвич за $1,95; наконец, более 90 процентов не сумеют воспользоваться калькулятором, чтобы установить стоимость настилки коврового покрытия в комнате. Но все не так плохо. Исследование Американского совета опекунов и выпускников (American Council of Trustees and Alumni), проведенное в 1999 гг. среди старшекурсников 55 ведущих гуманитарных колледжей и университетов, показало, что 98 процентов знают рэпера Снуп Догга, а также Бивиса и Батхеда, однако всего 34 процентам известно о том, что Джордж Вашингтон был генералом в битве при Йорктауне.
Со столь ограниченными мыслительными способностями и знанием нашего наследия мы, американцы, делаем себя легкой добычей шарлатанов и мошенников. Если мы не знаем, какие конституционные ограничения налагаются на Конгресс и Белый дом, то политики могут делать все, что им вздумается, контролируя нашу жизнь и принимая за нас разнообразные решения: от того, какими мы будем пользоваться лампочками, до того, может ли правительство брать под свое начало нашу систему здравоохранения и спасать убыточные компании. Мы просто считаем, что Конгресс вправе принять любое решение, лишь бы оно было одобрено большинством голосов.
Один из результатов исследования Института межуниверситетских исследований показался мне одновременно несколько озадачивающим и ободряющим. Примерно 70 процентов американцев - даже те, кто провалили тест - согласились, что наша история, культура и институты важны и должны преподаваться студентам наших колледжей. Возможно, они даже согласятся с Томасом Джефферсоном, который предупреждал: 'Если нация, пребывая в цивилизованном состоянии, надеется быть невежественной и свободной, то она надеется на то, чего никогда не было и не будет'.
|