Газета «Наш Мир» Османский
султанат, который был основан в северо-западной части Анатолии, со
временем значительно расширил свои территории на запад и север и достиг
побережья Средиземного моря. После открытия ворот Стамбула
мусульманское государство не только получило новый военно-морской
центр, но и значительно усилило свои позиции на мировой арене, что
придал исламскому миру в целом новый мощный импульс к
военно-политическому развитию.
Османы и их флот
Развитие Стамбула шло одновременно, как новой столицы Султаната, так и
в качестве оплота его военно-морского флота. Султан Мехмет Завоеватель,
который по достоинству оценил выгодное стратегического положение бухты
Золотого Рога, в качестве базы военно-морского флота, назначил его
командующим Хамзу-Пашу. Прежде всего, перед ним была поставлена задача
строительства мощной военно-морской базы.
Термин «tersane», который употреблялся Османами для обозначения
военно-морских верфей и базы, в турецкий язык попал из арабского,
причем после долгого использования его многими другими
средиземноморскими народами. В арабском этот термин звучит как «дар
ас-санаа». Это дословно переводился, как «дом производства» и означает
промышленную мастерскую или производственный цех.
В венецианском итальянском арабский термин «дар ас-синаа» потерял
первую букву «д» и звучал, как «arzanà». В этом варианте венецианцы его
применяли к большой военно-морской верфи в Венеции. Именно от этого
звучания арабского термина и произошел последующий вариант термина,
вошедший во все остальные европейские языки – «арсенал».Та венецианская
верфь известна и по сей день под названием «Arzenale».
Англичане заимствовали это слово либо из итальянского, либо из
французского в варианте «arsenale», и использовали его для обозначения
судоверфей. К концу XVI века оно приобрело еще один смысл, как «военный
склад». Османы, использовавшие ранее слово «порт» вместо «арсенала», с
начала XVI века все же восприняли и этот термин в звучании «tershane»
или «tersane».
Дошедшие до нас изображения конца XV века с галерами, пришвартованными
или ремонтируемыми в бухте Золотого Рога, указывают на тот факт, что
этот османский арсенал функционировал в тот период в полной мере. Более
того, османский флот, построенный на военно-морских верфях в Галиполи и
Стамбуле к концу XV века уже господствовал на Черном море под
командованием Гедик Ахмед-Паши.
Укрепление стамбульской военно-морской базы
Основная модернизация стамбульской военно-морской базы была произведена
во время правления султана Селима I (1512-1520), жаждавшего укрепить
позиции Султаната на суше и на море. Именно с этой целью он приступил к
наращиванию военно-морского потенциала своего государства.
После своего возвращения из очередного похода, он поделился своими
соображениями с верховным визирем Пири Мехмед-Пашой: «Если христиане
занимают моря своими судами, если флаги правителей Венеции, папы и
королей Франции и Испании плавают вдоль всего побережья
Фракии, то это происходит только потому, что мы позволяем этому
свершиться. Я решительно намерен укрепить и нарастить мощь нашего
военно-морского флота».
На это Пири-Паша порекомендовал султану распорядиться о начале
строительства военно-морской базы с верфями и строительстве пяти сотен
военных кораблей. Кроме того, Пири отметил, что франки будут напуганы,
когда они услышат эту новость.
«Вы увидите, что до завершения возведения верфей и спуска на воду хотя
бы сорока галер, они придут в Вам, настаивая на продлении договора и
уплаты налогов, - заявил он, - Таким образом, большинство наших
расходов будут покрываться за счет их же платежей».
После этой встречи началось возведение военно-морской базы,
простиравшейся от Галаты до реки Кагитане. Оно было завершено в 1515
году. На строительство каждого терминала базы было потрачено около 50
тысяч золотых, было заложено 150 судов. Таким образом, военно-морская
база Галата в стамбульской бухте Золотой Рог сразу же после начала
своего возведения начала превращаться в производственный и
управленческий центр военно-морских сил Османского султаната.
При этом для султана Селима I, только что вернувшегося из египетского
похода, открывшего для османского государства ключевые порты восточного
Средиземноморья в Сирии и Египте, стратегически важным было покорение
острова Родос, который лежал на пути в эти новые владения империи. Для
этого нужно было умерить был рыцарей-госпитальеров Родоса, которые
могли угрожать торговым судам, проходящим по этим путям, а также
обеспечить безопасности паломников, направляющихся в Святую землю.
Осознавая всю важность Родоса для безопасности державы, султан Селим I
провел свои последние годы в подготовке огромного флота для решения
этой задачи. Однако открытие Родоса для мусульман было суждено
завершить его сыну, султану Сулейману. Таким образом, главная
военно-морская база Османов продолжила свое развитие во времена султана
Сулеймана и его сына Селима II.
Специализированные терминалы этой базы, количеством около 200, были
отведены под различные цели – судостроение, ремонт, хранение
боеприпасов, провиантские склады, производственные цеха,
административные здания, мечети, темницы, бани и фонтаны. Благодаря
своему масштабу и размаху стамбульская военно-морская база стала самой
известной во всем мире в свое время. Конкурировать с ней могла лишь
морская база в Венеции.
В строительстве и укреплении стамбульской морской базы, известной также
как база Галата, огромную роль сыграли такие верховные адмиралы, как
Гюзельче Касим-Паша, Хайреддин Барбаросса-Паша и Сокуллу Мехмед-Паша. С
1515 года вся военно-морская активность была переведена из Галиполи в
Стамбул, и галатская база стала центральной во всей военно-морской
политике державы.
Военно-морская база в Галиполи
Первая же крупная военно-морская верфь, которая изначально
планировалась и как место строительство и как место базирования
османского флота, была возведена Галиполи. В ходе строительства,
которое началось в 1390 году, была реконструирована галипольская
крепость на холме. А заложенный порт предусматривал создание двух
крупных морских бассейнов у побережья для надежного укрытия судов.
| Кроме
того, по соображениям безопасности на входе в порт были возведены две
башни, между которыми можно было натянуть тяжелую и прочную цепь, чтобы
в случае необходимости перекрыть вход в искусственную бухту. Вместе с
этим портом, там были верфи судостроения, склады оборудования,
сохранения, фонтаны для обеспечения воды для судов, пекарни для судовых
меню и склады пороха.
Несмотря на создание нового морского арсенала в Галата с завоеванием
Стамбула, галипольская база сохраняла свое значение до конца правления
султана Селима I. Для работы на терминалах базы, а также на судах в
течение первых лет становления османского флота нанимались греческие
специалисты мореходного дела, которым выплачивалось регулярное
жалованье. Специалисты греки работали в судостроительстве, ремонте и
обслуживании портовой зоны.
В первой половине XVI века, с развитием галатской базы, галиполийская
база стала второй по своему значению и использовалась только тогда,
когда возникала дополнительная необходимость в строительстве судов. Тем
не менее, галиполийская база модернизировалась и исправно служила
державе еще долгое время.
Благодаря своему усердию Османы смогли значительно нарастить свою
военно-морскую власть уже к концу XV века. Они адаптировали многие
технические термины в области навигации, переняли опыт своих западных
соседей, и в особенности, венецианцев. Мусульмане также значительно
увеличили численность своего флота, модернизировали свои боевые корабли
и установили свой полный контроль над Средиземным морем в первой
половине XVI века.
Командование и достижения османского флота
Османский султанат, построивший величайший флот в мире, с огромным
служивым и обслуживающим персоналом, столкнулся с проблемой управления
всей этой армадой по спуску кораблей на воду. Оттого держава принялась
за подготовку тысяч и тысяч военно-морских специалистов, офицеров,
гребцов, а также их материальное обеспечение.
Это потребовало от них значительной оптимизации и развития
управленческой структуры. Административный штат военно-морских сил
Османского султаната был разделен на две основные части: высшее
командование военно-морских сил и высшее управление военно-морскими
базами и арсеналом.
Среди должностных лиц флота были командующие военно-морским флотом и
адмиралы, которые несли непосредственную службу со своим подчиненными
на военных судах. Главой всего морского ведомства был верховный адмирал
османского флота, или капудан-паша.
В итоге всех свои усилий в XVI веке Османы достигли подавляющего
преимущества в Средиземноморье, Черном море и Индийском океане.
Султанат, совершив огромный модернизационный рывок, буквально на
глазах, превратился в мощнейшую морскую державу своего времени.
Импульс, который мусульманское государство получило благодаря Османам и
их военно-политическому усердию, позволил Халифату продержаться перед
лицом наступающего противника вплоть до первой трети XX века.
|