Газета «Наш
Мир» Мировой финансовый кризис самым серьезным образом повлияет на внешнюю
политику новой демократической администрации - и это уже не первый
такой случай. Тридцать лет назад, в ходе другого - но во многом
похожего на нынешний - экономического кризиса, столкнувшись с
'поствьетнамским синдромом' и подвергаясь на каждом шагу давлению со
стороны влиятельного спикера-демократа Типа О'Нила (Tip O'Neill) (это,
кстати, напоминает действия нынешнего спикера Пелоси в отношении
избранного президента), Джимми Картер тоже пытался сократить расходы на
внешнюю политику и оборону. Амбициозные заявления относительно помощи зарубежным
странам и участия США в международных программах, звучавшие в ходе
предвыборной кампании Обамы, придется существенно пересмотреть.
Развивающиеся страны, рассчитывающие на американскую помощь, столкнутся
с тем, что контролируемый демократами Конгресс отнюдь не жаждет
делиться деньгами, которых у Америки стало заметно меньше. Европейские
программы помощи по этим же причинам также будут ограничены. Еще важнее, пожалуй, то воздействие, которое кризис
окажет на военные обязательства США. Ни одна администрация не любит
этого признавать, но стоимость военных операций за пределами страны
крайне высока, и она оказывает прямое политическое влияние на имеющийся
объем средств для расходования внутри страны. Учитывая либеральный
настрой Демократической партии, военные расходы станут одной из первых
статьей бюджета, которые администрация Обамы изучит на предмет
сокращения. И уже одни предложения о подобных сокращениях окажут
сильное воздействие на внешнюю политику нового президента. Возможно,
именно из-за финансовых соображений в течение первого срока Обамы
придется ускорить уже запланированный вывод американских войск из
Ирака. Аналогичным образом, усилия США по 'интернационализации'
кампании против талибов в Афганистане будут все больше наталкиваться со
стороны и без того не пылающих энтузиазмом стран НАТО на отговорки о
том, что они также сталкиваются с экономическими проблемами. Даже
Великобритании, - нашей самой верной союзнице - а также Канаде,
Австралии, Голландии, Дании и Польше будет все труднее оправдать с
финансовой точки зрения дальнейшие расходы на ведение афганской войны. Любопытно, что в похожей ситуации оказалась и Москва.
Президент Медведев только что завершил разрекламированное турне по
Латинской Америке - с особым акцентом на посещение Венесуэлы и Кубы. Но
если счистить шелуху высокопарной риторики, становится ясно: левые
правительства этих стран, как обычно, жаждут получить от Москвы
экономическую и военную помощь. Однако вскоре Каракасу и Гаване предстоит убедиться:
если кое-какое устаревшее оружие Россия и готова им поставить, то о
серьезной экономической полмощи в условиях мировой рецессии и резкого
сокращения нефтяных доходов речь идти не может. Демонстрация российской
военной мощи у берегов Венесуэлы тоже вряд ли повторится в обозримом
будущем. Плавать по морям и океанам, играя дряхлеющими военно-морскими
мускулами - удовольствие не из дешевых. В то же время, военная деятельность Китая за рубежом
всегда носила ограниченный характер. Пекин специализируется на оказании
базовой военной помощи в виде обучения солдат зарубежных армий и
поставок простейших обычных вооружений и снаряжения. Это - весьма
экономный способ использования военной помощи для получения
экономических и политических выгод. И Пекин не преминет воспользоваться
возможностями, открывающимися в результате сокращения западной военной
помощи развивающимся странам. Администрация Обамы будет вынуждена рассмотреть вопрос
об изменении целей в военной области не по политическим причинам,
озвученным в ходе избирательной кампании, а по чисто экономическим
соображениям. И здесь важная роль и большое влияние будет принадлежать
советнику Обамы по национальной безопасности - генералу в отставке
Джиму Джонсу (Jim Jones), бывшему командующему Корпусом морской пехоты.
Следует ожидать, что в его лице советник по национальной безопасности
снова станет одной из главных движущих сил в процессе принятия решений
Белым домом, а не простым консультантом, как это происходило в
последнее время. Сразу бросается в глаза противоречие между стремлением
избранного президента резко увеличить ассигнования на различные
социальные программы, в первую очередь в области здравоохранения, и его
заявленными намерениями помочь слаборазвитым странам в преодолении
нищеты и борьбе с эпидемиями. И с политической, и с практической точки
зрения первоочередное внимание он должен будет уделять потребностям
собственных сограждан. А если что, спикер Палаты представителей - и
другие политики - всегда напомнят ему об этом. Нельзя недооценивать и давление со стороны
американских организаций, ожидающих, что администрация Обамы возьмет на
себя инициативу в обеспечении медицинской помощи максимально широким
слоям населения: ведь за это рьяно выступает Демократическая партия, да
и сам Барак Обама (Barack Obama) делал акцент на данной задаче. При
нынешних экономических затруднениях ассигнования на помощь другим
государствам, воспринимаемые как отвлечение средств, необходимых для
расширения социальных программ внутри страны, несомненно, встретит
негативную политическую реакцию со стороны самих сторонников новой
администрации. После вступления в должность в столь неблагоприятной
экономической ситуации Барака Обаму несомненно ожидает немало
сюрпризов. Его личные амбиции в качестве 'помазанника на мировое
лидерство', со всей наглядностью проявившиеся в ходе предвыборной
кампании, могут быть существенно ограничены финансовыми
обстоятельствами.
Джордж Уиттман - член
Комитета по борьбе с реальной опасностью (Committee on the Present
Danger), один из основателей и первый председатель Национального
института публичной политики (National Institute for Public Policy)
|