Газета «Наш Мир»
Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II (в миру — Алексей Ридигер) умер в
пятницу, 5 декабря, на 80-м году жизни. После смерти патриарха в России
с новой силой разгорелась дискуссия о роли Православия в жизни
государства. Одни при этом уверяют, что Московский патриархат слишком
тесно сотрудничает с властью, другие настаивают, что церковь просто
пытается вернуться в общество после десятилетий отчуждения в советское
время. Смерть патриарха Смерть Алексия второго стала
скоропостижной, неожиданной даже для его ближайшего окружения: в тот
день Патриарх планировал принять участие в мероприятии, посвященном
чистоте русского языка. По предварительной информации, причиной его
смерти стала сердечная недостаточность. Алексий II родился 23
февраля 1929 года в Таллинне. В 1945 - 46 годах служил алтарником и
ризничим Александро-Невского собора, с 1946 года служил псаломщиком в
Симеоновской и Казанской церквях города Таллинна. В 1959 году Ридигер
решил принять монашество и 3 марта 1961 в Троицком соборе
Троице-Сергиевой лавры был пострижен с именем Алексий в честь Алексия,
митрополита Киевского, святителя Московского. В июне 1990 года,
после 70-летнего безраздельного владычества большевиков, в России
состоялись выборы нового, 15-го по счету православного патриарха. Они
проходили в два тура. На патриарший престол претендовали три кандидата
— митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер), митрополит
Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) и митрополит Ростовский и
Новочеркасский Владимир (Сабодан). Считалось, что больше всего
шансов было у митрополита Филарета, поскольку именно он после смерти
патриарха Пимена стал патриаршим местоблюстителем. Однако второй тур
тайного голосования, проходивший 7 июня 1990 года в Троице-Сергиевой
лавре, показал, что Епископат отдал предпочтение митрополиту
Ленинградскому и Новгородскому Алексию. Восемнадцать лет Алексий
II нес тяжелое бремя патриаршества. За это время были восстановлены
тысячи православных храмов, сотни монастырей. Многое было сделано за
эти непростые годы. Как Глава Русской церкви он смотрел на жизнь не с
сельской колокольни, а как религиозно-политический деятель мирового
масштаба. Следует отметить, что покойный войдет в историю
благодаря не столько собственным достижениям, сколько той
восемнадцатилетней эпохе, в течение которой РПЦ превратилась из
«филиала» КГБ в одну из влиятельнейших государственных корпораций
России. Когда, согласно общему тезису “или хорошее, или ничего”,
вспоминают о достижениях Алексия ІІ, то обычно упоминают о
воссоединении РПЦ и “белогвардейско-эмигрантской” Зарубежной
Православной Церкви, увеличении приходов и паствы патриархата вчетверо,
нормализации отношений с эстонским и молдавским Православием, а также
остановке католической экспансии в РФ. Кроме того, наблюдатели
обычно напоминают, что Православие возродилось и стало одной из
составляющих триады, которая формирует современную государственническую
ура-патриотическую идеологию РФ. Правление патриарха можно разделить на
два условных периода. Первый – это ельцинские 90-е, когда после развала
СССР дорогу к храму искала огромная масса интеллигенции. Позже
заполитизированная церковь ее упустила и в результате утратила свой
шанс стать чем-то более значимым. Зато РПЦ превратилась в своеобразную
госкорпорацию. Второй, “путинский” период РПЦ оказался намного
более успешным для патриарха – пришла новая генерация воцерковленнных,
да и сам второй президент России, как, впрочем, и третий оказались
истово верующими, в отличие от того же Бориса Ельцина, уверовавшего уже
в отставке. Кстати, смерть Ельцина предоставила возможность
православным разработать канон государственных похорон, забытых со
времен Александра ІІІ. Вот, пожалуй, и все хорошее… Погоны под рясой Что
же касается личности патриарха, то она очень противоречива. Свой род он
вел от курляндских дворян на службе у российского престола. Деда с
другой стороны, офицера царской армии расстреляли большевики. Тем не
менее, в архивах КГБ в начале 90-х были найдены доказательства
сотрудничества Алексея Ридигера (он же агент Дроздов) с “органами”.
Кстати, это касается и многих других членов Священного синода РПЦ МП,
ведь без протекции они все вряд ли бы достигли статуса членов
“митрополитбюро”, то есть Священного синода. Так, два из трех
главных нынешних претендентов на высокий пост также имеют благодарности
от КГБ. Речь идет о Ювеналии – Пояркове (он же Адамант) и Кирилле (он
же Михайлов). Кстати, чуть ли не единственный, кто подтвердил свое
сотрудничество с органами и покаялся, это агент Антонов, он же Филарет
(Денисенко). В конце 40-х Алексей Ридигер попадает в семинарию,
не отслужив в армии, что по тем временам является чем-то из ряда вон
выходящим. Потом он женится на дочери настоятеля Таллиннского собора
Пресвятой Богородицы, чтобы через 11 лет развестись, возможно, из-за
карьеры. Ведь у “белого” (женатого) духовенства особых шансов, по
сравнению с “черным” (монахами), сделать карьеру не было. Головокружительную
карьеру будущего патриарха в конце 60-х наблюдатели объясняют желанием
генсека Никиты Хрущева “закрутить гайки” в церкви, расставив на
ключевые посты проверенную молодежь. Поставить-то успел, однако
воспользоваться – нет. Позже, в мае 1990-го умер 14-й патриарх
Пимен и местоблюститлем Синод избрал экзарха Украины Филарета
(Денисенко), признав, таким образом, его главным претендентом на
клобук. Но “органы” выбрали на роль нового главы РПЦ именно Ридигера.
“Многие считали и утверждали, что патриарх Алексий II был избран
свободным волеизъявлением архиереев Московской Патриархии. Однако,
согласно вновь открытым документам, в дни подготовки Поместного собора
1990 года руководитель КГБ Крючков разослал по всем управлениям КГБ
специальную шифрованную телеграмму, предлагавшую управлениям
способствовать избранию на патриарший престол митрополита
Ленинградского Алексия (Ридигера)”, - пишет священник А. Правдолюбов,
опираясь на документы следственных комиссий начала 90-х. К этому
можно и нужно относиться спокойно, поскольку здесь нет ничего
странного, страшного или сенсационного. Просто необходимо четко понять:
любая власть, не важно - церковная ли, светская - только власть. И
ничего больше. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. К чему,
спросите вы, ворошить грязное белье? А к тому, чтобы показать, какую
роль в современном Православии до сих пор играет любимая организация
Владимира Владимировича Путина.
Сложный выбор
Официально
на патриарший трон могут претендовать семеро постоянных членов
двенадцатиместного Церковного синода. Согласно уставу РПЦ, кандидат
должен быть архиереем РПЦ, гражданином РФ, иметь высшее богословское
образование и достаточный опыт управления епархией, отличаться
приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй
репутацией и доверием иерархов, клира и народа и быть старше сорока лет. Потому
в выборах не может участвовать глава УПЦ Владимир (Сабодан), второй по
хиротонии член Синода. То же касается, скорее всего, и митрополита
Кишиневского Владимира (Кантаряна) и митрополита Минского Филарета
(Вахромеева). Хотя, не исключено, кто-то и выставит какую-то из этих
кандидатур, как, впрочем, и делегаты от РПЦЗ(Л) Остается четверо:
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров),
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл (Гундяев), председатель Отдела внешних церковных
связей и Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами
Московской патриархии. Местоблюстителем патриаршего престола 6
декабря избран митрополит Кирилл (Гундяев). Он возглавляет Отдел
внешних церковных связей РПЦ, то есть фактически является министром
иностранных дел этой структуры и вторым-третьим человеком после
патриарха. После этого назначения, сделанного голосованием членов
Синода, он стал официальным претендентом на место. Аналитики
характеризуют его как либерала и независимого человека. Однако
репутация Гундяева была подмочена так называемым “табачным скандалом”,
когда выяснилось, что в начале 90-х РПЦ поставляло в страну под видом
гуманитарного груза без уплаты таможенных пошлин каждую десятую
сигарету. Так как православие, сравнительно с католицизмом, особенно
сильно порицает табакокурение, консервативная часть воцерковленных
Кириллу этого не забыла. Консервативные православные любят
Климента (Капалина), “министра внутренних дел” и управделами московской
патриархии. Учитывая тот факт, что патриарха избирать будет не
предсказуемый архиерейский собор, а поместный с изрядной долей мирян на
нем, результат предсказать не берется никто. В этом контексте можно
вспомнить ультраконсервативного и радикального экс-епископа Чукотского
Диомида, который поднял скандал, просто озвучив “настроения в массах”,
дескать, слишком часто РПЦ под Ватикан “ложится”. Однако власть
может предложить и своего, “нейтрального” кандидата – речь идет о
митрополите Коломенском Ювеналии, управляющем Московской епархией.
Учитывая тот факт, что глобальный кризис сейчас подрывает доверие
народа к Кремлю, только еще одной головной боли в виде непослушного
патриарха, будь то “либерал” Кирилл или “консерватор” Климент, ему не
хватало… Отношения с Ватиканом Как бы то ни было, но
новому патриарху придется решать множество проблем, стоящих сейчас
перед РПЦ. Одной из самых трудных эксперты считают развитие отношений с
другими церквями, и в первую очередь - с Католической. В течение
18 лет патриаршества Алексия II диалог Москвы и Ватикана был очень
непростым - в адрес католиков не раз звучали обвинения в прозелитизме,
то есть ведении миссионерской деятельности на традиционных православных
территориях. РПЦ была также недовольна стремлением развивать украинскую
унию - греко-католическую церковь, большинство прихожан которой живет
на западе Украины.Несмотря на долгие дискуссии, визит Папы Римского в
Москву так и не состоялся. Не произошла и встреча понтифика с
московским патриархом. Напомним, что в Католицизме богословие и
политика, то есть учение и претензии на всемирное господство, связаны
нераздельно с учением о “первенстве и непогрешимости Римского
первосвященника - Папы” - “Наместника Христа на земле”. Более десяти
веков было потрачено на установление господства Римского Папы над всеми
христианами, однако, без покорения “схизматиков”, как католики называют
православных, Рим не может считать это дело завершенным или хотя бы
наполовину успешным. Конечно, сегодня, в начале XXI века, Ватикан уже
не играет той роли в жизни мирового сообщества, на которую он
претендовал в былые времена, однако и до сих пор Ватикан занимает
весьма почетное место в системе мировой власти, и многие
государственные и политические деятели считают для себя необходимым
посетить Римского Понтифика и заручиться его поддержкой. В
Ватикане уделяют много внимания распространению Католичества в России,
и порой кажется, что наконец-то начинаются сбываться многовековые
чаяния папского престола о возможностях широкой пропаганды Католицизма
в бывшей “державе православных царей”. В настоящее время масштабы
католической миссии в России выходят за пределы, устраивающие РПЦ. Если
еще несколько лет назад Ватикан утверждал, что его деятельность
направлена якобы только на окормление проживающих в России поляков,
литовцев и немцев, то теперь, укрепившись, он не скрывает, что главная
его цель - окатоличивание русского народа. Патриарх Алексий
неоднократно (в последний раз в мае, во время пресс-конференции в
Российском посольстве в Токио) заявлял о том, что в настоящее время
встреча Его Святейшества с Римским Понтификом невозможна ввиду
множества неразрешенных проблем между Русской Православной и
Католической церквями. Патриарх Алексий отмечал, что подобная встреча
не должна носить характера парадного мероприятия без конкретных
результатов. По мнению Патриарха, она должна принести ощутимые
изменения к лучшему в отношениях между Ватиканом и Русской Православной
Церковью. Однако пока что этого до сих пор не наблюдается: Католическая
церковь продолжает вести себя крайне недружелюбно и неуважительно по
отношении к Православной Церкви: «Произошел в буквальном смысле слова
разгром православных епархий во Львове, Тернополе и в Ивано-Франковске.
Происходило это на волне дикого национализма, с помощью военизированной
организации УНА-УНСО. Изгонялись православные из своих храмов,
избивались священнослужители, осквернялись святыни. Это можно было бы
еще представить в период средневековья, но чтобы это происходило в XXI
веке в отношении «Церкви-сестры» - не укладывается в сознании. На
территории России, Украины, Белоруссии, Казахстана осуществляется
прозелитизм - что тоже не может иметь место в отношениях между
Церквями-сестрами. Идет католическая экспансия. Только в России
работает около десяти миссионерских католических орденов» (Из интервью
Патриарха Алексия II обозрению “Радонеж” в конце 1999 г.). Необходимо
отметить, что Русская Православная Церковь не имеет четкой и
действенной доктрины по расширению ареала влияния. К скромным
внешнеполитическим успехам РПЦ последних лет можно отнести
вышеупомянутое воссоединение с Зарубежной Православной Церковью,
открытие православного храма в Гаване (Куба) и закладку фундамента
первой в ОАЭ и на всем Аравийском полуострове православной церкви. Впрочем,
несмотря на все сложности, на молитву об упокоении Алексия II в
московском католическом соборе собралось несколько тысяч верующих. Православие и Ислам Достаточно
конструктивными остаются отношения РПЦ с другой ведущей мировой
религией - Исламом. Эти связи являются намного более тесными еще и
потому, что в России на протяжении столетий живут миллионы мусульман. Что,
впрочем, не мешает многим представителям российской мусульманской
общины выражать опасения в связи с доминированием Христианства в
российской общественной жизни в целом и в центральных средствах
массовой информации в частности. Однако глава Исламского комитета
России Гейдар Джемаль подчеркивает, что за время патриаршества Алексия
II “между РПЦ и Исламом начались особые отношения”. «Было
декларировано наличие общих ценностей у Ислама и Православия в плане
противодействия наступлению либеральной западной культуры, либерального
западного сознания, разрушающего действующие традиции общества», -
заявил Джемаль каналу «Би-би-си». Подготовил Айдар КАИПОВ |