Газета «Наш
Мир» Найден город, в котором в Средние века мирно уживались представители разных религий. Ученые уже назвали его историческим феноменом. Почти полвека назад, еще будучи студентом Ленинградского государственного университета, нынешний академик Национальной академии наук Казахстана, доктор исторических наук Карл Байпаков начал исследовать расположенные на Великом шелковом пути города северо-восточного Семиречья. В то время они были настоящими белыми пятнами археологии. Поставив задачу разыскать их, Байпаков стал искать следы средневековых путешественников. Однажды в руки к нему попали записки Гильома Рубрука - монаха и посла при дворе Людовика IX. По поручению короля в 1253 году он отправился в Монголию к верховному хану, а, вернувшись во Францию, написал любопытнейшую книгу заметок «Путешествие в восточные страны». Монах, очень подробно описывая быт и нравы людей, упоминал о городах, встречавшихся на его пути. Одним из наиболее удививших его поселений был город Кайлак, где он нашел мирно проживавших вместе представителей самых разных религий, в том числе и незнакомых ему. Описание города, как вспоминает Карл Байпаков, чрезвычайно удивило археологов, и они решили во что бы то ни стало отыскать мифический город, в котором в неспокойные средневековые времена мирно уживались бок о бок представители разных верований. На словах... Различные источники указывали на то, что Кайлак (Койлык) был весьма важным пунктом Великого шелкового пути. Город располагался посреди равнины, вместившей в себя множество прочих городков, но по большей части разрушенных монголо-татарами. По какой-то причине Кайлак не трогали. В чем же кроется загадка? Может быть, действительно в том, что город являлся особо почитаемым у представителей самых разных религий? Монах Рубрук оставил описание о Кайлаке, как о большом городе с базарами, площадями и храмами. Последнее замечание особенно важно. Дело в том, что повсюду на своем пути Рубрук искал единоверцев-христиан. Монах знал, что они жили на территории Азии начиная с V века и с этого времени возникло одно из направлений христианства - несториане. Последних, как еретиков, стали преследовать с 431 года, и они, растекшись по Шелковому пути, основали в ряде городов Семиречья свои колонии. Получилось так, что, разыскивая несториан, Рубрук нашел в Кайлаке представителей других, незнакомых ему религий. В частности, он пишет, что впервые в жизни увидел храм, который поразил его своей необычностью. Священники в нем брили голову наголо, носили желтую одежду, хранили целомудрие, держали в руках “веревочки со ста или двумястами ядрышками” и произносили молитву, похожую на “Отче наш”. Рубрук не пишет, что это были буддисты, но только представителям этой религии, как известно, соответствуют вышеназванные атрибуты. Помимо этого Рубрук свидетельствует еще о трех увиденных им в городе кумирнях - скорее всего именно несторианских, хотя, как считают сегодня исследователи, одна из кумирен могла относиться к манихейскому культу - религиозному течению, основанному на дуализме добра и зла. В своем описании Рубрук, возможно, принял манихеев за несториан: “Я нашел некоего человека, имевшего у себя на руке крестик из чернил; отсюда я поверил, что он христианин, ибо на все, что я спрашивал у него, он отвечал, как христианин. Поэтому я спросил у него: “Почему же вы не имеете здесь креста и изображения Иисуса Христа?” Он ответил: “У нас это не в обычае”. Отсюда я поверил, что они христиане, но пренебрегают этим по недостатку образования”. В своих записках он упоминал и о том, что большую часть населения города все же составляли мусульмане. И это выглядит вполне естественно. В XIII веке Ислам в Центральной Азии и Восточном Туркестане уже твердо завоевал позиции. Но неестественным выглядит другое: одновременное мирное сосуществование в Кайлаке представителей разных конфессий. Не стоит забывать, что в то непростое время вокруг кипели междоусобные войны. Может быть, Рубрук приукрасил действительность? Не мог ли французский посол пасть жертвой собственной богатой фантазии? Это и предстояло проверить археологам. ...И на деле Прежде всего, следовало найти сам Кайлак. Естественно, транскрипция, которую давал Рубрук, немного отличалась от тех названий, которые употреблял местный люд. Но после ряда сопоставлений Карл Байпаков с коллегами пришли к выводу, что упоминаемый легендарный город мог находиться по всем признакам на окраине современного села Антоновка. Точно понять топографию позволила детальная аэрофотосъемка. Выяснилось, что довольно обширная местность покрыта многочисленными буграми и впадинами, которые могут быть следами былой застройки. Начались раскопки, и практически сразу же улыбнулась удача. На оплывшем холме исследователи наткнулись на часть замкнутого здания с коридором. “Я сразу предположил, что это могут быть остатки буддийского храма, о котором писал Рубрук”, - рассказывает Карл Байпаков. Центром постройки являлся квадратный зал - святилище (целла), опоясанное с четырех сторон коридорами. По углам стояли полукруглые выступающие башни. Позже были найдены следы второго буддийского храма. По керамике и прочим древним предметам удалось определить возраст храмов именно XIII веком. После того следовали удача за удачей. В подтверждение словам Рубрука удалось обнаружить следы несторианского поселения в чертах города. Оно оказалось расположено примерно в трех километрах от центральной части Кайлака - цитадели. Сохранилась эта часть поселения крайне плохо, и, можно сказать, настоящие исследования здесь еще только предстоят. Другой объект, определенный как “манихейский храм”, расположен в юго-западной части городища. До начала раскопок это был двухметровый холм размером 20 на 25 метров. В ходе работ выяснилось, что центр холма занимало большое по площади дворцовое сооружение - парадный зал размером примерно 11 на 8 метров. Толстые сырцовые стены были обмазаны и побелены. Из наиболее интересных находок - целый керамический кувшин, уникальный круглый 13-рожковый светильник, покрытые синей глазурью керамические светильники-чираги, фрагменты котлов. Вдоль одной из стен помещения сохранилась терракотовая резьба со странным геометрическим орнаментом. Рубрук не оставил описания мечети Кайлака, но то, что она была в городе, подтвердили последние раскопки. Это сооружение размером 35 на 30 метров, полутораметровой толщины стены сложены из сырцового кирпича, а планировка относится к так называемому столпному типу. То есть кровля мечети опиралась на множество колонн, которые стояли на каменных основаниях. Всего таких колонн было 54. Если судить по огромным размерам, мечеть служила соборным местом для жителей города и окрестных аулов. Итак, ученые смогли доказать, что в городе одновременно действовали мечеть, манихейский и буддийский храмы, в ближайшей округе существовала несторианская церковь. “Вероятно, причины такой толерантности кроются в духовной культуре древних насельников региона, миролюбиво воспринимавших различные религиозные направления”, - считает Карл Байпаков. Что же это за люди такие были? Вот что на сей счет известно к настоящему времени историкам. Феноменальные люди Кайлак был вообще-то известен еще до Рубрука и упоминался в персидских и арабских источниках. С Х века он являлся столицей древнетюркского государства Карлукских Джагбу, ханов, контролировавших караванные пути. Карлуки прославились тем, что в 751 году участвовали в знаменитой битве за Туркестан арабов (Арабский халифат) и китайцев (династия Тан) на реке Талас. Карлуки, воевавшие на стороне китайцев, решили исход сражения в пользу арабов тем, что вдруг вышли из боя. Один из последних представителей династии - Арслан-хан - был известной политической фигурой в начале XIII века, участвовавшей в походах монголов на Запад. По мнению этнографов, карлуки относились к европеоидному антропологическому типу, были, как свидетельствует одно из описаний, “красивые по виду, высокие ростом и приятные лицом”. Совершенно точно известно, что с 960 года карлуки исповедовали Ислам. В то же время некоторые местные жители почитали языческое божество Тенгри. Общественная и семейная жизнь прочно хранила реликты ранних форм религии - магии, культа природы и плодородия, почитания огня и очага, культа предков. И вместе с тем на мировоззрение горожан, по мнению историков, сильное влияние оказал именно Ислам. Мусульманские проповедники были частыми гостями в Кайлаке и в своих речах всегда призывали народ быть терпимым к людям иной веры. Почему зерна их учения нашли самую благодатную почву именно в Кайлаке, ученые пока сказать затрудняются. “Это настоящий исторический феномен”, - полагает Карл Байпаков. Конец истории Необычный город прекратил существование в XIV веке. Но до сих пор так и непонятно, добровольно ли его покинули люди. Есть несколько версий на сей счет. По одной из них город стал деградировать из-за войн между чингизидами, которые владели отдельными территориями Семиречья. Постоянные набеги стали причиной разрушения ирригационных систем, экономики, торговли и в целом - города. В то же время у археологов есть версия о том, что Кайлак могли спалить сами жители из-за небрежного использования огня во время праздника. Есть версия и о поджоге во время осады. И, наконец, еще одна версия, возникшая во время работы последней экспедиции. Тщательное исследование остатков буддийского храма показало вероятность внезапной гибели сооружения и последовавшего затем длительного периода разрушения. Специалисты внимательно изучили трещины в стенах древнего здания. Они могли возникнуть либо в результате выветривания, либо после землетрясения. Если трещина сечет насквозь два или более соседних кирпича, то это указывает на воздействие очень высоких напряжений. Для возникновения таких трещин необходимо приложение огромного количества энергии, чтобы преодолеть темп давления, возникающего вдоль свободных поверхностей на границах кирпичей или строительных блоков. В данном случае многочисленные сквозные трещины напрямую пробивали до десятка кирпичей. Это, по мнению специалистов, однозначно указывает на сейсмическое происхождение трещин, а сила землетрясения, по их оценкам, могла составить около 7-8 баллов. …Сохранись Кайлак до наших дней, и его, возможно, ждала бы уникальная участь единого культурно-исторического центра. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. А древний город так бы и остался белым пятном на карте археологии, если бы не чудом сохранившиеся записки монаха Рубрука.
Степан Кривошеев |