Газета «Наш
Мир» 12 декабря 2008 года исполнилось 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации. Первая
Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической
Республики (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на
заседании 10 июля 1918 года в связи с образованием РСФСР. После
установления советского строя контрольные функции в соответствии с
принципом «Вся власть Советам!» были сосредоточены в высшем органе
советской власти. Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным
органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в
период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный
Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа
власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел
право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета
Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен
Президиум ВЦИК. Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК
СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II
съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР).
Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в
период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР,
а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел
право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на
территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов).
Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК
и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.
Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь
приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На
практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные
им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в
соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по
собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене
не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений
центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал
заключения о законности актов органов власти союзных республик;
разрешал судебные споры между союзными республиками. Третья
Конституция («сталинская») принята Чрезвычайным VIII съездом Советов
Союза ССР 5 декабря 1936 года. Она окончательно утвердила приоритет
союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено
право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты
союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и
соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза
ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль, в Конституции
не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено
право толкования законов и право отмены противоречащих Конституции
актов союзного и республиканских совнаркомов (советов министров).
Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались
Президиумом Верховного Совета СССР. Четвертая Конституция
(«брежневская») принята на внеочередной седьмой сессии Верховного
Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. Она сохранила
существовавший порядок осуществления конституционного контроля и
конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного
Совета СССР. После распада СССР в новых исторических условиях
Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою
независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12
июня 1990 года). В Декларации закреплено новое название - Российская
Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России.
В 1993 году Президент РФ созвал Конституционное совещание для
разработки новой Конституции. Референдум по принятию новой Конституции
был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами
законодательного органа России - Федерального Собрания. Конституция
РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из
важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических
структур. Конституция провозгласила формирование новой системы
государственно-политического устройства, подведя черту под советским
периодом истории России. Конституция не предписывает, как это было
ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на
государственной собственности, в равной мере защищает все формы
собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. Вся
полнота государственной власти в стране осуществляется Президентом
Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный
парламент ‑ Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и
судебной власти, действующих самостоятельно. Президент как глава
государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и
гражданина. 5 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев в
своем послании Федеральному Собранию РФ выступил с инициативой о
внесении поправок в Конституцию. Изменения увеличивают срок полномочий
главы государства с 4 до 6 лет, а Госдумы - с 4 до 5 лет, и вводят
новую ежегодную обязанность правительства РФ предоставлять отчет о
своей работе в Госдуму. 21 ноября 2008 года поправки в Основной
закон были одобрены Государственной Думой, 26 ноября - Советом
Федерации. Новые сроки будут применены к Президенту и Госдуме, которые
будут избраны после вступления в силу поправок. После одобрения Советом
Федерации поправки в Конституцию направляются на рассмотрение
законодательных собраний субъектов Федерации. В случае одобрения их
двумя третями регионов поправки вернутся в верхнюю палату, которая
вновь соберется на заседание и утвердит решение регионов. После
повторного принятия решения Советом Федерации дается семь дней на его
обжалование в Конституционном Суде. Если обжалования не происходит,
поправки направляются на подпись Президенту. В Конституции
меняются статьи 81 и 96, которые касаются соответственно главы
государства и Госдумы. Это первые содержательные поправки в основной
закон страны с момента его принятия 12 декабря 1993 года. Единственные
изменения, которые ранее вносились в Конституцию ‑ это технические
поправки, связанные с изменением числа и названий российских регионов,
которые все упомянуты в тексте Конституции РФ.
|