Газета «Наш Мир»
Итальянские историки в мельчайших деталях восстановили гибель одной из семей Помпей. Стратиграфия пепла и анализ ДНК позволили выяснить, как Полибий и его родные метались по дому, как он рушился и кто кому приходился роднёй.
Представить себе уклад жизни той или иной эпохи благодаря записям современников и редким археологическим находкам – серьезная проблема для историков и культурологов.
Бедствия вроде наводнения, землетрясения или эпидемии как нельзя лучше подходят для изучения древнего общества – во-первых, до нас сохраняются практически «новые» вещи, а во-вторых – покинутые города и поселения, постепенно скрывающиеся под землей. Идеальный вариант – извержение вулкана, консервирующего всё вокруг слоями пепла и магмы.
Сейчас можно не только посмотреть, как выглядели те же Помпеи две тысячи лет назад, но и восстановить ход 19-часового извержения Везувия.
Что и сделали итальянские археологи Джузеппе Луонго и Аннамария Перотта под руководством вулканолога Клаудио Скарпати.
В качестве объекта они выбрали дом Юлия Полибия на главной улице Помпей Виа делль'Аббонданца. В нём уже неоднократно находили ценные не только с археологической точки зрения предметы. Вулканологи же выбрали его из-за нескольких слоев пемзы, равномерно покрывающих не только детали интерьера, но и 13 погибших.
24 августа 79 года нашей эры, примерно в 13 часов (по свидетельствам очевидцев), жители Помпей увидели 14-километровый столб пепла и капель лавы, поднимающийся над Везувием. Через несколько минут над городом пошел настоящий дождь из мельчайших кусочков пемзы.
На этот момент в доме Полибия находились 12 человек, в том числе молодая беременная женщина. В отличие от большинства жителей, сразу бросившихся подальше из города, стоящего у подножия вулкана, они решили остаться. На первой стадии извержения эта стратегия даже оказалась верной: несмотря на ранее бытовавшую точку зрения об относительно безопасном начале вулканической активности, за первые часы принесли 38 процентов погибших – многие из тех, кто пытался бежать, пострадали от крупных кусков пемзы, падающих с неба и проламывавших черепа и другие кости.
Крыша дома Полибия сдалась примерно на 6-й час извержения.
Примерно в 19 часов, когда фронтон дома был уже разрушен, трое мужчин, три женщины, четыре мальчика, девочка, маленький ребенок и младенец на последнем месяце эмбрионального развития укрылись в задних комнатах, защищенных крышей, расположенной под острым углом, а потому и меньше пострадавшей от падающей горной породы.
Анализ хорошо сохранившейся митохондриальной ДНК показал, что шесть из погибших были членами одной семьи, пять из них – близкими родственниками, а шестой 25-30 лет от роду – был кузеном. Марилена Чиполларо, выполнявшая анализ, обнаружила, что двое родственников страдали от врожденного дефекта – расщепления дуг позвоночника.
Как она сообщила в интервью Discovery, наиболее вероятно, что в доме Полибия были обнаружены родители, их дети, кузен, его 16–18 летняя беременная жена и пара слуг. К утру 25 августа их дом был полностью погребен под трехметровым ковром пемзы.
Семья Полибия погибла на второй стадии извержения, когда пирокластические потоки горячего газа и лавы «затопили» дом.
Первая волна пришла с севера и скрыла заднюю часть дома, потом пройдя через сад и лицевую часть, не оставив обитателям ни малейшего шанса.
Вопреки результатам предыдущих исследований, не все жители Помпей погибли от первой волны лавы и газа. Некоторые, чьи останки сейчас возвышаются на несколько сантиметров, даже успели выйти на улицу и дожить до второй пирокластической волны, окончательно скрывшей город между 19 и 20 часами.
B даже среди тех 75–90% жителей, что покинули город при первых признаках извержения, не все выжили. Сотни тел были найдены за чертой городских стен даже при относительно небольших раскопках.
|