Газета «Наш Мир» В песне Пугачевой, популярной в восьмидесятые годы, звучала
афористичная фраза о доле первоклассника: «кандидат наук - и тот над
задачей плачет». Но тогда задачи, в основной массе, все же были
понятными и доступными. Сейчас новаторы от образования пытаются каждый
урок сделать запоминающимся – и прежде всего для родителей.
ЕСЛИ
Я ПРИХОЖУ домой на обеденный перерыв, то, как правило, помогаю
сыну-второкласснику делать домашнее задание. Да и вечером приходится
этим заниматься. И очень часто, к сожалению, задания, которые получает
ребенок по официальной, утвержденной в столице школьной программе,
ставят меня в тупик. Причем это задания по таким близким и понятным
предметам, как чтение, русский язык, математика, естествознание.
Вспоминаю
первый класс своего сына. Дети выучили всего несколько букв. Но какие
слова им предлагали из этих букв составлять! Ритор. Отит. И, наконец,
грог! Я понимаю, романтика, пираты. Но с тем, что грог – это все-таки
горячая смесь воды, сахара и рома, все-таки не поспоришь. Как вы
считаете, должны ли первоклассники иметь это слово в своем активном
словаре?
А ритор? Давайте, в порядке эксперимента, выйдем на
улицу и будем спрашивать прохожих, знают ли они, кто такой ритор, или
что это такое. И куда в этом слове нужно поставить ударение.
Составители учебника, супруги Бунеевы, полагают, что первоклассники
такому слову обрадуются. Но мне кажется, совсем наоборот. Незнакомое
слово из незнакомых букв – что может быть хуже?
ВПРОЧЕМ, очень
скоро задания в учебниках Бунеевых меня удивлять перестали. Я просто
каждый раз ждал – что еще они придумают? И фантазия создателей учебника
не разочаровывала. Как правило, нечто занятное и непонятное в заданиях
находилось всегда. Учебники по русскому языку и чтению входят в
программу с претенциозным названием «Школа-2100». Авторы этой программы
заявили: мы писали книги для своих детей, теперь хотим предложить их
для ваших. После полутора лет обучения ребенка я могу уверенно заявить:
мне не нравится эта программа. Совсем не нравится. Да только, по словам
других родителей, остальные программы еще хуже.
К СОЖАЛЕНИЮ,
русским языком и чтением дело не ограничивается. В первом классе
учащиеся начали знакомиться с уравнениями. Я бы сказал, революционно.
Ситуацию осложняло то, что обозначения в уравнениях применялись самые
стандартные – «х» и «у». Для детей, которые и русские буквы знают еще
не все, введение латыни все же чрезмерно смело. Мой сын долго не мог
понять, почему буквы «х» и «у» в разных местах называются по-разному.
Но авторов это нисколько не смущало. Они ведь и своих детей так учили –
по их словам.
Очень радовало естество-знание. Вопрос: в каком месяце, по вашему мнению, собирают урожай в Австралии? Задумка задания, конечно, понятна – когда у нас лето, в Австралии
зима, и наоборот. Только понятие «сбора урожая» не вполне корректно.
Что имеется в виду? Яблоки? Картофель? Зерно? А если зерно, то какое:
озимое? Яровое? Да и Австралия, в общем-то, тропическая страна, и там
собирают урожай совсем не так (с поправкой на противоположное время
года), как у нас. Одним словом, лично я совершенно не представляю,
когда собирают урожай в Австралии. Где-то с ноября по апрель, по всей
видимости. А что может сказать ребенок, которому нужно дать конкретный
ответ?
Взаимное положение Земли, Луны и Солнца,
конечно, полезная информация. Мы живем не в первобытные времена, дети
должны знать, что вокруг чего вращается, как изменяются времена года.
Но, помнится мне, мы получали ответы на эти вопросы классе в
пятом-шестом, а как и, главное, почему изменяются фазы Луны, я понял,
будучи старшеклассником. Но создатели учебников полагают, что это
элементарно. Позволю себе с этим не согласиться, хотя астрономия всегда
была моим любимым предметом.
Сведения о параллелях и
меридианах во втором классе даются определениями, рассчитанными на
взрослого человека. Нужно ли детям, которые весьма слабо знают даже
географию своего города, давать информацию о том, как определяются
координаты? Мне кажется, рановато. Да и на карте нужно учиться
показывать Африку и Америку, а не Восточно-Европейскую и
Западно-Сибирскую равнины, даже названия которых и выговорить трудно.
А
чем, по вашему мнению, отличаются части света и материки? Это
контрольное задание. Я-то вспомнил, что части света – понятие,
сложившееся исторически, а материки имеют устойчивые тектонические
платформы. Но должен ли второклассник знать о тектонических платформах?
ЗАДАЧКА по чтению. «Буквы разбежались, и нужно вновь создать из
них слово, которое встречается в дагестанской сказке». Сочетание
«сбежавшихся» букв - ОВОЛЗЕП. Мы бились над этим словом не один час.
Ничего, кроме совершенно непонятного «полевоз», не придумывалось. Можно
было бы составить еще слово ТЕПЛОВОЗ, предположив, что буква «т»
убежала, да так и не нашлась, но какие в древней дагестанской сказке
тепловозы?
Совместными усилиями детскую задачку все же удалось
решить. Слово оказалось вовсе не существительным – приятный сюрприз.
Теперь, полагаю, догадаетесь сами? Если нет, посмотрите ответ в конце
материала.
Еще одно занимательное задание – из учебника для
второго класса по информатике той же «Школы-2100». Правда, мой ребенок
еще его не решал – я нашел этот дивный пример в интернете не далее как
сегодня. Смотрите картинку. Взрослые люди со всех концов страны и из
дальнего зарубежья ломают головы над тем, как правильно ответить на
вопрос: что общего между предметами последней группы. Версии блещут
разнообразием. Подумайте и вы – а ответ, традиционно, в конце
материала.
О том, что многие задания в книгах ориентированы на
москвичей, говорить не приходится. Станции метро, названия московских
улиц да и вообще реалии крупного города. Москва – столица, но значит ли
это, что все дети должны знать станции метро? Может быть, учебники все
же стоит делать универсальными для всей страны?
Рисунки
растений в учебниках с довольно-таки средней полиграфией даны так, что
и взрослому человеку трудно определить, что именно изображено. А
ребенку предлагается назвать эти растения. Как это сделать?
Предварительно заучив правильные ответы? Не совсем хорошо…
А
звуко-буквенный анализ? Многие специалисты-педагоги считают, что
введение такого анализа в начальных классах – верный путь к развитию
неграмотности. Дети должны знать один вариант написания слова. Став
взрослее, они разберутся, как слово произносится, а как пишется. Мы все
учились читать без звукового анализа. А запомнить и написание слова, и
звуки, из которых оно состоит, – задача для развитого ума.
МЕНЯ могут обвинить в том, что я жалею ребенка, не хочу излишне нагружать его, считаю менее способным, нежели он есть.
Нет,
нет и еще раз нет. Учиться нужно: чем больше будет знать ребенок, тем
лучше. Но вопрос в том, как дать ему знания. Маленький человек, который
только выходит на дорогу просвещения, должен пребывать в состоянии
успеха. Ему должно нравиться учиться. А это произойдет только в том
случае, если у него будет получаться: если не все, то многое. Ставя
перед ребенком непосильные задачи, мы прививаем ему отвращение к учебе.
Отвращение на всю жизнь.
Новые программы хороши для их
разработчиков. Докторские и кандидатские диссертации, звания, разряды,
премии, гонорары. Но мы должны думать не об академиках от образования,
а о своих детях.
|