Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Горячий снег декабря
Газета "Наш Мир"

Газета «Наш Мир»

    Осечка

    Как вспоминают очевидцы, 16-го декабря 1986 года в Алма-Ате было морозно, но солнечно. В этот день в 10 часов утра по местному времени, состоялся V Пленум ЦК Компартии Казахстана. Пленум длился всего 18 минут. За столь короткий срок был решен важнейший вопрос – смещение политического лидера, который возглавлял республику без малого четверть века. Вместо Д. А. Кунаева, пробывшего на посту 1-го секретаря ЦК КП Казахстана с января 1960 года по декабрь 1962 года, а затем с декабря 1964 года до 16 декабря 1986 года, был избран Г. В. Колбин, работавший до этого 1-м секретарем Ульяновского обкома КПСС. Таким образом, в нарушение всех партийных норм и устава, главой Республики был избран человек, не только не связанный с Казахстаном и не знавший местных условий, но даже не состоящий на учете ни в одной из местных партийных организаций и не имеющий казахстанской прописки. Поначалу все разыгрывалось по московскому сценарию. В Алма-Ату прилетел зав. орготделом ЦК КПСС Разумовский и от имени Политбюро поблагодарил Кунаева за долголетнюю добросовестную работу, члены Пленума бурными аплодисментами проводили Динмухаммеда Ахмедовича на пенсию. Проголосовали за малоизвестного Колбина. Сам Колбин даже не удосужился выступить по телевидению или в печати ни в день Пленума, ни после. Его приспешники тоже ничего не сказали о причинах внезапной отставки Кунаева, в итоге – сумятица в головах простого люда. Тут у партийной элиты и вышла осечка. Народ не понял. Почему какой-то Колбин? Почему не наш, не казахстанец?

    Пусть он будет казах, русский, немец, но наш.

    Правда, официальное сообщение о Пленуме ЦК Компартии Казахстана было передано в тот же день, сначала по программе «Казахстан», а затем и по программе «Время». А 18 декабря 1986 года «Комсомольская правда» сообщала уже следующее: «Вчера вечером и сегодня днем в г. Алма-Ата группа учащейся молодежи, подстрекаемая националистическими элементами, вышла на улицы, высказывая неодобрение решениям состоявшегося на днях Пленума ЦК Компартии Казахстана. Сложившейся ситуацией воспользовались хулиганствующие, паразитические и другие антиобщественные лица, допустив противоправные действия в отношении представителей правопорядка, а также учинив поджоги продовольственного магазина, личных автомашин, оскорбительные действия против граждан города».

    Кровь на снегу

    Все началось утром 17 декабря 1986 года. Из ЦК Компартии Казахстана дежурному КГБ республики поступило сообщение, что на площади им. Брежнева собираются группы молодежи. Туда срочно выехала оперативная группа комитетчиков. На площади находилось более 200 человек, в руках отдельных из них были плакаты и лозунги: «Каждому народу – своего вождя»... Кстати, при абсолютном преобладании казахской молодежи на площади было немало русских, украинцев, уйгуров и представителей других национальностей. Список задержанных милицией в те дни подтверждает это. Демонстрации и митинги до вечера 17 декабря носили сугубо мирный характер. Однако вместо откровенного диалога и попытки разобраться в причинах произошедшего новые власти Казахстана с благословения М. Горбачева прибегли к террору и репрессиям.

    Так 17 и 18 декабря против мирных демонстрантов были брошены силы милиции и внутренних войск. При разгоне демонстрации войска использовали саперные лопатки, дубинки и служебных собак. Пролилась первая кровь. Людей на морозе обливали ледяной водой из водометов, избивали задержанных, многих полураздетыми вывозили и бросали за городом, несколько сотен человек без санкций прокурора были помещены в следственные изоляторы.

    Власти стали намеренно разжигать межнациональную рознь, вооружив железными прутьями и обрезками кабеля дружины, составленные из рабочих промышленных предприятий и натравливая их на демонстрантов. В ходе трагических событий 17-18 декабря несколько человек погибло, было множество тяжелораненых и травмированных. Весть о разгоне демонстрации всколыхнула весь Казахстан, во многих городах республики прошли аналогичные выступления, также силой подавленные властями.

    Охота с пристрастием

    За кровавым подавлением народного выступления последовали жестокие репрессии. По декабрьским событиям были задержаны 2401 человек разных национальностей. Из них судами Алма-Аты подвергнуты административному наказанию 326 человек, в уголовном порядке осуждены 99, двое приговорены к расстрелу. В тюрьме погиб 18-ти летний К. Рыскулбеков, бывший студент Алматинского архитектурно-строительного института. При загадочных обстоятельствах погибла участница событий Л. Асанова. Только в столице 264 человека были исключены из вузов, 758 человек - из комсомола и 52 человека - из партии. Комсомольские и партийные взыскания получили около 1400 человек. Из органов внутренних дел было уволено 1200 человек, из транспортных и медицинских учреждений - более 300 человек. Своих постов лишились 12 ректоров вузов. В начале 1987 г. было принято постановление ЦК КПСС, в котором происшедшее объявлялось проявлением “казахского национализма”. Проверка административных материалов выявила множество нарушений, допущенных органами внутренних дел при задержании граждан. В материалах отсутствовали доказательства вины подвергнутых взысканиям, не указывалось, в чем конкретно выразилось правонарушение, во многих материалах не было объяснений «нарушителей», а имеющиеся объяснения показали, что задерживались и по нескольку дней находились под арестом непричастные к событиям лица, в том числе несовершеннолетние. В объяснениях задержанные сообщали об избиениях работниками милиции, незаконном изъятии денег и других ценностей, оскорблениях и прочих нарушениях.

    Приказываю

    Решение о первом насильственном разгоне демонстрантов вечером 17 декабря 1986 года было принято местным руководством (Г. В. Колбиным, Д. С. Мирошхиным, после консультаций с З. К. Камалиденовым, В. М. Мирошником и Г. Н. Князевым, с одобрения Москвы). Непосредственный приказ о применении водометов и разгоне демонстрации отдал Князев, в то время министр внутренних дел республики. Напрямую руководство действиями внутренних войск и сотрудников органов внутренних дел осуществлял заместитель министра внутренних дел СССР Б. К. Елисов. Эти действия отличались особой жестокостью. К примеру, вечером 18 декабря 1986 года около площади им. Брежнева был задержан депутат Верховного Совета КазССР, народный артист СССР А. Мамбетов. Вот что он рассказал: «Когда меня, избитого и окровавленного, солдаты и офицеры тащили по земле, я показал удостоверение кандидата в члены ЦК Компартии Казахстана и говорил, что являюсь депутатом Верховного Совета Казахской ССР. В ответ получил закручивание рук и удар об пол машины, которая отвезла меня в милицию».  

    Оргвыводы

    Постдекабрьский период был ознаменован в Казахстане усилением тоталитарных и репрессивных функций государства. Одновременно с демагогическими заявлениями Г. Колбина об интернационализме и необходимости изучения казахского языка началось новое «избиение» национальной интеллигенции, обвиненной в организации декабрьских выступлений. Усилилась “охота на ведьм”, поиск “националистов” и “коррупционеров”, преследованиям подверглись академики У. Джолдасбеков и Н. Надиров, ученый-антрополог О. Исмагулов. Прием в вузы и на работу стал осуществляться по процентным квотам по национальному признаку, что на деле закрывало доступ к образованию и престижной работе представителям коренной национальности, составлявшим тогда в городах абсолютное меньшинство.

    Так жить нельзя

    В чем же основная причина массового выступления молодежи республики?Сегодня не принято употреблять высказывания В. И. Ленина, но, тем не менее, еще на заре советской власти он предостерегал коммунистов от «обюрокрачивания» и «администрирования». Тем не менее, к декабрю 1986 года Советский Союз имел именно такую политическую систему с отчуждением широких масс населения от управления государством. Негативные явления, которые накапливались десятилетиями, долгое время игнорировались, загонялись вовнутрь, не анализировались, не получали должной оценки. Десятилетиями административная система вместо реальной работы занималась мифотворчеством типа того, что национальный вопрос в СССР решен «окончательно и бесповоротно». Провозглашая расцвет культур, в реальной жизни политические институты делали упор на их унификацию, а то и просто ассимиляцию малых народов.

          В сельской местности, где царили безработица и низкий уровень жизни, проживало 70 процентов коренного населения Казахстана. Инфляционные процессы в первую очередь задевали интересы многодетных семей и молодежи. Душевой доход в Казахстане, по подсчету экономиста Е. Арынова, в многодетных семьях составлял тогда от 30 до 80 рублей, что было намного ниже прожиточного минимума.Молодежь, выталкиваемая безработицей и нерешенностью социальных проблем, из аулов устремилась в город. А там та же бытовая неустроенность, дороговизна, в перспективе, в лучшем случае – малосемейные общежития. В 1985 году, например, по республике только три четверти иногородних студентов обеспечивались жильем. Особенно неблагополучное положение создалось в Алма-Ате, где всего лишь 57,7 процента студентов имели места в общежитиях.

    И самое главное, в Верховном Совете Казахской ССР, по данным выборов 1985 года, казахи составляли лишь 36 процентов, русские – 40,8 процента. Кстати, за все годы советской власти ни один представитель республики не был избран коммунистами и народом, все назначались центром и, естественно, контролировались им же.

    Ветер перемен

    Декабрьские события разбудили народ, который, убаюканный размеренной советской действительностью, засыпал в полумраке партийно-номенклатурного режима. И это безусловная заслуга декабря 1986-го. Несмотря на преследования властей, в республике в 1987-88 гг. начали формироваться неформальные организации, принявшие первоначально форму экологических движений. Так в феврале 1989 г. по инициативе О. Сулейменова возникло антиядерное движение “Невада - Семипалатинск”, выступающее за прекращение испытаний ядерного оружия на семипалатинском полигоне. Начали консолидироваться другие движения и организации - “Адилет”, “Мемориал”, “Некст-Стоп” и другие. Попытки властей в конце 1988 - начале 1989гг. организовать травлю неформальных общественных организаций в Казахстане прекратились только с приходом к власти Н. Назарбаева.

         Летом 1989 г. окончательно скомпрометировавший себя Г. Колбин был отозван в Москву, а первым секретарем республиканского ЦК был избран Н. Назарбаев. 24 апреля 1990 г. в Казахстане был учрежден пост Президента. На сессии Верховного Совета Президентом был избран Нурсултан Абишевич. 25 октября того же года была принята Декларация о государственном суверенитете Казахстана, провозглашавшая главенство республиканских законов над союзными и стремление республики к фактической самостоятельности в рамках СССР.

         Н. Назарбаев и лидеры ряда других республик выступили за превращение СССР в конфедерацию и установление вместо вертикальных связей центра и окраин прямых горизонтальных связей между республиками без участия центра. Однако работа над выработкой приемлемого проекта была прервана попыткой государственного переворота в Москве летом 1991 г.

         После августовского путча и его провала в Казахстане была распущена Коммунистическая партия, а республика стала фактически самостоятельной. Президент СССР М. Горбачев не мог воспрепятствовать центробежным тенденциям, и с каждым днем его власть все более слабела. В это время Н. Назарбаев пошел на большую демократизацию политической системы и объявил о проведении всенародных выборов Президента. 1 декабря 1991 г. в результате выборов Президентом вновь стал Н. Назарбаев, а 16 декабря был принят Закон о государственной независимости Казахстана.

    В 1990 году общественность потребовала реабилитации всех участников декабрьских событиях и скорейшего освобождения их из мест заключения, восстановления в вузах и на работе. Повсеместно проходили акции протеста, голодовки молодежи и студентов в поддержку жертв политических репрессий. 16 декабря 1991 года участники декабрьских событий были реабилитированы, некоторые из них посмертно.


Источник:Наш Мир

Категория: История | Просмотров: 2117 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник:

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Декабрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана