Газета «Наш
Мир» В последнее время часто можно услышать два слова – “мода” и “религия” – в одной связке. Так получается, что теперь эти понятия пересекаются друг с другом, причем не один раз и под разными углами. В мир высокой, а порой и не очень моды уже давно вошли различные религиозные символы. Крест, пожалуй, самый банальный пример: его используют все – от Dolce & Gabbana до кустарей с китайских рынков.Совсем недавно я наткнулся на одну новость, которая мне показалась интересной – уж очень отчетливо она рисует тенденции взаимоотношений моды и религии. Одна известная зарубежная компания, которая выпускает разного рода электронику, представила недавно новую линейку продукции, весьма специфическую на первый взгляд и хитрую – на второй. Речь идет о гаджетах (портативная техника с повышенной функциональностью, но ограниченными возможностями), рассчитанных на мусульманского потребителя. В сущности, все представленные фирмой новинки ничем не отличаются от продукции конкурентов – они используют те же стандарты связи, никаких революционных технологий или миниатюризации. Производители сделали ставку на функции, которые, как предполагается, привлекут мусульман.Каждое устройство в своей памяти имеет некоторый набор картинок с исламской символикой и несколько священных текстов. Причем не только в текстовом формате, но и аудиофайлы. То есть теперь каждый обладатель такого мобильного телефона сможет запросто послушать Коран в исполнении известного чтеца. Честно признаться, не думаю, что всем практикующим мусульманам может понравиться такая возможность. Конечно, очень удобно, что не надо носить с собой тяжелую и объемистую книгу, но в то же время теряется часть сакральности молитвы и чтения Корана: ведь для мусульман эта книга – прямая речь Бога. А теперь получается, что ее можно удалить, если вдруг не хватает памяти. А ведь это не то же самое, что популярная музыка. Менеджеры компании-производителя здраво рассудили, что XXI век – время высоких скоростей, сумасшедшего ритма жизни. Поэтому они добавили в свою продукцию набор опций, позволяющих узнать, где в том или ином крупнейшем городе мира находится мечеть, скорректировать свое расписание в соответствии с расписанием молитв, получить сигнал-напоминание, что пришло время совершить молитву, а у некоторых гаджетов есть еще и компас, чтобы точно знать, где находится Мекка, в каком направлении молиться. Таким образом, в глазах производителей, мусульманская ортопраксия (правильное поведение, соблюдение обрядов) просто превзошла себя. Одним словом, если на вашем мобильнике прозвучал азан – призыв к молитве – ищите молитвенный коврик. С одной стороны - удобно, с другой – коммерциализация Веры. Вот что получается, когда хотят сделать бизнес на религиозности. Ведь, по сути, эта “забота” о мусульманах не более чем грамотный маркетинговый ход. Фирма определила себе целевую аудиторию – больше 20% населения земного шара. И что самое главное – пока не хватятся конкуренты, компания фактически монополист на этом сегменте рынка. И что самое важное – не надо ломать голову, на чем строить рекламу: товар говорит сам за себя. Все эти “мусульманские” функции рассчитаны на ленивых (хотя больше половины бизнеса сейчас делается именно на этом), ведь при современном развитии техники и доступности ресурсов интернета скачать арабский или какой-либо другой текст Корана или расписание молитв – минутное дело.Несмотря на то, что эта продукция все-таки не так подходит мусульманам, как бы этого хотелось фирме-производителю, мне кажется, что спрос ей обеспечен. Она соединяет в себе моду на стильные имиджевые и статусные “навороты” и моду на религиозные атрибуты. У такого мобильника есть все шансы стать очередным фетишем современной религиозности. Но не надо думать, что такие безделушки от религии вбрасываются только в мусульманскую среду – рынок заставляет “грешить” этим всех. Буддистские молитвенные барабанчики можно купить как средство от стресса, шаманский бубен – элемент интерьера. Но хуже всего, наверное, дело обстоит с иконками святых, которыми автовладельцы часто снабжают приборные панели своих авто. Ведь этот, с позволения сказать, иконостас – всего лишь оберег от аварий и гаишников. Если потрудиться и вспомнить, то именно с такими суевериями Христианство боролось там, куда приходили миссионеры. Но, видимо, генетическая память берет свое – стоило ослабить надзор за паствой, как архаические верования вырвались наружу, лишь слегка изменив лицо. Кстати, с высокими технологиями Христианство тоже дружит. Заинтересовавшись, предлагается ли верующим христианам что-то а-ля “мусульманский мобильник”, я без труда нашел в интернете полный набор услуг для пользователей сотовой связи: “духовный собеседник”, рассылка библейских цитат, “святой дня”, календарь с праздниками и именинами и многое другое. Естественно, не бесплатно.Можно посоветовать производителям мобильных телефонов создать гаджет и для христиан. “Закачать” туда Библию, Молитвослов, календарь жития святых – и дело в шляпе. Надо срочно патентовать идею.Теперь на каждом углу нам предлагают начать или продолжить свой духовный поиск – уже всем знакомые кришнаиты или Свидетели Иеговы. В людных местах можно встретить специфически одетых людей, собирающих деньги на храм или издание очередного средневекового религиозного трактата... Вот только неизвестно, кто эти люди и куда пойдут деньги, которые вы жертвуете. Поскольку пожертвования не облагаются налогом в отличие от торговли, некоторые люди стали этим пользоваться. Я думаю, каждому известен такой ход кришнаитов: сначала вам предлагают в подарок книгу, например Бхагавад-Гиту, и, когда вы уже взяли ее, распространитель, не выпуская книгу из рук, просит пожертвование. Причем часто они весьма гнушаются мелочью или одним червонцем. Самое малое “пожертвование”, которое я заплатил за книгу, – 16 рублей 50 копеек. Перефразируя античного философа Гераклита на современный лад, можно сказать, что все разменивается на деньги и деньги размениваются на все. И духовные ценности – не исключение, причем больше, чем когда бы то ни было. Если для одного путь к себе – это духовный поиск и интеллектуальное развитие, то для других – всего лишь бизнес. Характерно, что даже само словосочетание “путь к себе” еще с начала 90-х стало брендом. Камиль АЙСИН |