Газета «Наш
Мир» Почему в нашем мире существует зло и насилие, почему он
несовершенен? Этот вопрос волнует умы многих людей не одно столетие.
Почему в мире существуют страдания и почему одни люди угнетают других?
Я хочу попробовать дать ответы на эти непростые вопросы в достаточно
простой и понятной форме. Для того чтобы объяснить, почему наш
мир несовершенен давайте согласимся с тем, что человек - разумное
существо. Примем это за аксиому и доказывать не будем. Человек -
разумен и никак иначе. (Если кто-то попытается доказать мне обратное,
то я приведу примеры полетов человека в космос, создание компьютера и
Большого Адронного Коллайдера, явно доказывающие разумность человека). Итак, человек разумен. Но, почему-то, это разумное существо не способно разумно организовать свою жизнь? Оно
не способно поддерживать в надлежащем состоянии среду своего обитания,
разумно использовать имеющиеся у него в наличии ресурсы. Человек не
может организовать свою жизнь так, чтобы избегнуть страданий, сделать
так, чтобы она была максимально комфортна для его существования как
биологического вида. (Если это требует доказательств, то я приведу
примеры уничтожения экосферы, биологических видов, а также глобальное
потепление, загрязнение среды обитания, создание ГМО, вредящих здоровью
и еще тысячи и тысячи других примеров – список может занять несколько
сот страниц по крайней мере). То есть, если человек разумен до
такой степени, что может создать Большой Адронный Коллайдер, но не
способен создать стабильное, пригодное для жизни общество и
поддерживать нормальное существование для всех его членов, то значит,
что либо он неразумен (что противоречит первому постулату) либо он
преследует другую цель, нежели обеспечение устойчивого существования
своего вида. То, что человек разумен мы приняли как аксиому, а значит,
из вышеизложенного следует, что цель существования человека другая,
нежели обеспечение своего комфортного существования. Таким
образом, мы приходим к следующему выводу: да, человек разумен, но он
использует свой разум для достижения других целей, которые более
значимы, чем собственное комфортное существование. Для
иллюстрации этого давайте на секунду представим, что находимся на
подводной лодке (ну или на космическом корабле – разницы нет никакой) и
произошла авария в реакторе. Мы, разумные существа, понимаем, что это
смертельно опасно для жизни, но все равно открываем реакторный отсек и
исправляем неполадку, несмотря на мучения, страдания, несмотря на то,
что нам грозит неминуемая гибель. Мы делаем это ради цели, которая
более значимая, чем наше существование. Тогда наличие разума не
противоречит нашим действиям, а наоборот объясняет то, почему мы
поступаем так или иначе. По-видимому, та цель, которая стоит
перед человеком, настолько важна, что оправдывает его нечеловеческое
существование, более того – она важнее даже его выживания как вида. А
раз так, значит счастье как самоцель – не самое главное. Быть
счастливым просто ради того, чтобы быть счастливим – не смысл жизни.
Смысл в чем-то совершенно другом, в том, что оправдывает и страдания и
мучения. Это подтверждается тем, что люди, которые достигли вершин
материального благополучия, могут страдать от депрессии и от
неудовлетворенности жизнью. А нищий художник или ученый могут быть
счастливы только потому, что они реализовали себя и их труд был важен
для достижения той цели, которая стоит перед человечеством. При этом в
нашем распоряжении нет четких критериев определения важности того или
иного действия. А теперь давайте пофантазируем – предположим,
например, что завтра произойдет нечто, что откроет скрытую от всех нас
цель. И тогда нам вдруг станет понятно, почему мы страдали и мучились,
почему жизнь была устроена так, а не иначе. Я не могу сказать,
что именно будет нам открыто, но могу определенно заявить, что смысл
будет сводиться к следующему: человек – это переходная ступень на пути
к чему-то более высокому, более разумному, более значимому. И переход в
это новое качество оправдает и страдания и мучения и несовершенство
этого мира. Я не претендую на открытие какой-либо истины. Я
ничего не проповедую. Я просто задаю вопросы, – и совершенно искренне
верю в то, что и я и вы когда-нибудь получим правильные на них ответы,
– жить стоит хотя бы ради этого.
|