Газета «Наш Мир»
Избранный президент США Барак Обама неоднократно заявлял, что намерен сделать Афганистан одним из приоритетов своей внешней политики. Каким же образом, однако, Обама планирует улучшить ситуацию в Афганистане? Что нового он сможет предложить по сравнению с действиями республиканской администрации?
Конечно, определенные результаты может дать лишь более ответственная политика, исключающая, к примеру, регулярные бомбежки мирного населения. Однако ситуация в Афганистане складывается критическая, и едва ли на данном этапе удастся подобным образом улучшить обстановку в стране. Впрочем, одним из вариантов развития событий называют переговоры с представителями «Талибана».
Недавно вернувшийся с афганской войны британский генерал Марк Карлтон-Смит в интервью The Sunday Times заявил: «Эту войну невозможно выиграть. С военной точки зрения у западных коалиционных войск нет никаких шансов победить талибов, а единственное, что они могут сделать, это не допустить захвата Кабула талибами». По мнению британского генерала, в результате талибы вернутся к власти в Афганистане, а задачей стран коалиции является исключительно юридическое оформление этого процесса и недопущение военной победы талибов.
Вместе с тем, «Талибан» наотрез отказывается от сотрудничества с США (по крайней мере, официального) до тех пор, пока в стране остаются иностранные войска. Чтобы заставить талибов пойти на переговоры, США могут уже в ближайшее время предложить им какой-либо «пряник». И вот в The New York Times уже появились первые предположения о подобном подарке.
Речь идет о предоставлении автономии областям юго-восточного Афганистана, где доминируют пуштуны. Подобный вариант, по мнению автора статьи, Ноа Фельдмана (который, кстати, участвовал в разработке конституции Афганистана), можно было бы обсудить либо с руководством самого «Талибана», либо с лидерами пуштунских племен, которые, в свою очередь, должны будут отказать талибам в поддержке. Заметим, что речь идет о предложениях не рядового эксперта по Среднему Востоку, а члена Совета по международным отношениям, крайне авторитетной в области международной политики организации, консультирующей госдепартамент США.
При этом Фельдман, видимо, отлично понимает, к каким последствиям приведет подобное решение. Как известно, регион, которому, по мнению Фельдмана, можно предложить автономию, находится в так называемой Зоне племен – длинной (2640 км) неразмеченной территории на границе с Пакистаном. Очевидно, что предоставление автономии афганской части Зоны племен будет угрожать не только территориальной целостности Афганистана, но и Пакистана.
Для того чтобы Хамид Карзай не слишком мешал реализации планов американских стратегов, на него оказывается беспрецедентное давление. Недавно в The New York Times со ссылкой на американских дипломатов и офицеров разведки появилось сообщение о том, что Ахмед Вали Карзай (родной брат президента Афганистана)… занимается контрабандой наркотиков.
Согласитесь, что это – очень серьезное обвинение. С осени 2001 года, когда американцы оккупировали Афганистан и свергли правительство талибов, эта страна стала главным поставщиком наркотиков в Европу и США. По разным оценкам, до 90% всех мировых продаж опиума и героина основаны на афганских поставках, а производство этой отравы растет из года в год. Конспирологи считают, что афганский наркобизнес играет ключевую роль в выстроенной американскими спецслужбами системе «теневых» экономических схем ЦРУ, (см. «Уолл-Стрит и героин», «ЦРУ: 50 лет “дружбы” с наркотиками»).
И вот теперь США дают понять миру, что расцвет наркобизнеса – вовсе не их заслуга. Во всем, мол, виноваты Карзай и его скандальное семейство. По данным информаторов The New York Times, власти США якобы неоднократно уговаривали Хамида Карзая избавиться от компрометирующего его брата, отослав его из страны, например, послом в любое государство. По версии газеты, кроме контрабанды наркотиков брат президента доставляет немало и чисто политических неприятностей. Будучи «наместником» Юга Афганистана, при своем «дворе» в Кандагаре, он проводит кадровую политику, основанную на племенном принципе, расставляя на все ключевые должности земляков из племени Попалзай, и отстраняет от власти представителей других племен, которые в бессильной злобе поддерживают злейших врагов Карзая и американцев – талибов.
Итак, брата Карзая нужно убрать из Кандагара, а сам Кандагар – отдать талибам, то есть вернуться к тому положению, которое существовало до захвата талибами Кабула в 1996 году. При этом Вазиристан, горный регион на северо-западе Пакистана, также населен преимущественно пуштунами, уже сейчас с трудом контролируемыми центральным правительством Пакистана. Если талибы утвердятся в Кандагаре, этот регион Пакистана вполне может объединиться с гипотетической пуштунской автономией Афганистана.
Несмотря на то что Пакистан – страна с ядерным оружием, Соединенные Штаты давно стремятся к демонтажу его суверенитета. Сейчас в Вашингтоне открыто готовятся к периоду «временной нестабильности» в стране и прилагают усилия по расширению так называемого Северного маршрута транспортировки грузов и боеприпасов в Афганистан. На днях парламент Казахстана ратифицировал меморандум о поддержке американской операции «Нескорушимая свобода», согласно которому аэропорт Алма-Аты становится запасным аэродромом для самолетов сил коалиции в Афганистане. Хотя у США, как известно, уже есть авиабаза в Киргизии, в аэропорту Манас.
Хотя Россия предоставляет НАТО коридор для транспортировки невоенных грузов в Афганистан, есть основания предполагать, что Североатлантический альянс крайне заинтересован расширить это сотрудничество, в частности осуществлять железнодорожные перевозки военных грузов через российскую территорию. При этом, ухудшение обстановки в Пакистане заставляет НАТО все быстрее искать альтернативные пути, с чем может быть связан недавний «реверанс» атлантистов в отношении России, когда представители альянса заявили о готовности возобновить без «предварительных условий» прерванные после событий в Южной Осетии отношения с Москвой.
Таким образом, стремление США к «нормализации обстановки» в Афганистане может на практике обернуться распадом этой страны, а также – Пакистана и еще нескольких государств Ближнего и Среднего Востока – Ирана, Ирака, Саудовской Аравии. Этот сценарий, отраженный на знаменитых «картах Петерса», ни для кого не является тайной и последние два года открыто обсуждается американскими экспертами (см. «Стратегический плацдарм»). Любопытно, что одним из авторов предложения разделить Ирак на шиитское, суннитское и курдское мини-государства был недавно избранный вице-президентом Соединенных Штатов сенатор Джозеф Байден. Не захочет ли он воплотить свою идею после инаугурации?
Александр Собко, Григорий Тинский
|