Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
"Что с вами?
Почему вы не расходуете на Божественном пути , тогда как Богу принадлежит наследство
небес и земли... Если кто одолжит Богу прекрасный заем, то Бог увеличит его для него. Ему уготована щедрая
награда". (Коран, сура "Железо",10-11)
Введение.
Без энтузиазма
никогда не достигались великие цели. (Ральф Уолдо Эмерсон)
Если у тебя есть
энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно. (Генри Форд)
Энтузиазм - это
источник жизни и движения. Энтузиазм заразителен. (Уолли Эймос)
Ни для кого не
секрет, что для человека принявшего решение принять Ислам, очень актуально
встает вопрос личности мусульманина. Каким должен быть мусульманин, какие черты
характера должны быть присущи ему, какими качествами должен он обладать.
Ясно, что
основным фундаментом в формировании личности мусульманина, является вера в
Бога, в Его Писания, ангелов, пророков, Судный день.
На мой взгляд,
стоит обратить внимание на такое состояние человека, которое могло бы
пронизывать всю суть личности - как энтузиазм.
Энтузиа́зм (греч.ενθουσιασμός,
ενθουσίασις, "вдохновение, восторг, воодушевление") состояние
воодушевления, восторга, исступления. Первоначально, словом энтузиазм обозначали
состояние человека, одержимого божеством или находящегося под его влиянием
(например, энтузиазм Пифииили вакханок). Позже, со времён поздней античностии
практически до новейшего времени эстетическая категория, характеризующая реакцию
субъекта на возвышенное, прекрасное. Так, Сократ считал поэтическое вдохновление
- энтузиазмом. (Из свободной энциклопедии Википедия)
В историичеловечества мыслители пытались дать собственное определение этому состоянию.
Энтузиазм, по мнению Локка, это такое
состояние, когда за пророчество принимаются фантазии, порождаемые патологией
сознания: "Это я и
считаю собственно энтузиазмом. Не опираясь ни на разум, ни на божественное
откровение, но возникая из причудливых измышлений разгоряченного или
самонадеянного ума (brain), фанатизм тем не менее, раз нашедший опору, действует
на человеческие убеждения и поступки сильнее, чем разум и откровение вместе или
в отдельности. Люди более всего склонны подчиняться импульсам, исходящим от них
самих; ведь человек, безусловно, действует сильнее там, где он весь охвачен
естественным порывом".
Юм в своем эссе
"О суеверии и энтузиазме" (1741) в принципе соглашается с Локком в
отношении к энтузиазму, но несколько изменяет точку зрения на это явление.
"Энтузиазм, пишет он, возникает от самоуверенной гордыни и
самонадеянности, он считает себя достаточно оснащенным, чтобы приблизиться к Божеству
без человеческого посредничества".
"Революция
духовно богатого народа, происходящая в эти дни на наших глазах, победит ли она
или потерпит поражение, будет ли она полна горем и зверствами до такой степени,
что благоразумный человек, даже если бы он мог надеяться на ее счастливый исход
во второй раз, все же никогда бы не решился на повторение подобного
эксперимента такой ценой. Эта революция, говорю я, находит в сердцах всех
зрителей (не вовлеченных в игру) равный их сокровенному желанию отклик, граничащий
с энтузиазмом, уже одно выражение которого связано с опасностью и который не
может иметь никакой другой причины, кроме морального начала в человечестве".
-так считает Кант.
И далее «...истинный
энтузиазм всегда тяготеет к идеальному, причем чисто моральному, к такому, как
понятие права, и не может быть основан на своекорыстии. Деньгами нельзя было
вызвать у противников революции рвение и душевное величие, которое побуждало у
ее сторонников правовое понятие...».
Кант выбрал для
обсуждения всеобщего именно понятие "энтузиазм", которое в XVIII веке
было прочно закреплено за религиозными фанатиками и лжепророками.
Доминик Кола
показал, что слово "энтузиаст" в XVI -XVII веках чаще всего было
синонимом слова "фанатик". В основе лежало латинское fanatici безумцы, еретики.
"История
термина "фанатик" усложняется осуществленным на протяжении XVIII века
различием между "энтузиастом" тем, кто считал, что лично получает
Божий свет, и "фанатиком" тем, кто готов "действовать" во
имя этого откровения".
Исламское определение энтузиазма.
Многие философы
придавали различный окрас и понимание понятию энтузиазма. Более всего ближе к
мусульманам, на мой взгляд исконное определение данного термина лучше
определяет суть слова, Зиг Зиглар:
"Слово
"энтузиазм" происходит от древнегреческих слов en theos, и буквально
оно означает просто "с Богом внутри". Если вы посмотрите на четыре
последние буквы английского слова "enthusiasm", то они образуют собой
акростих "iasm", за которым может скрываться следующая английский фразеологизм: "I am sold myself", означающий - "Я продал себя (Богу)".
Мне кажется,
мусульманам сегодня не хватает в достаточной мере энтузиазма, внутреннего порыва,
устремления, активности с сильной верой во Всемогущего Всевышнего Создателя.
"Воистину, Бог купил у верующих их жизнь и имущество
в обмен на Рай. Они сражаются на Божественном пути, убивая и погибая. Таково
Его обещание и обязательство, данное в Торе,
Евангелие и Коране. И кто же выполняет свои обещания лучше Бога? Возрадуйтесь же
сделке, которую вы заключили. Это и есть великое преуспеяние".(Коран 9:111)
А. Богданов
Литература:
Михаил
Ямпольский. Физиология символического. Книга 1. Возвращение Левиафана. М.:
Новое литературное обозрение, 2004, с. 412-426
Свободная
интернет-энциклопедия Википедия
1 Локк Джон.
Опыт о человеческом разумении // Сочинения: В 3 т. М.: Мысль, 1985. Т. 2.
2 Hume David. Of Superstition and
Enthusiasm // Essays Moral, Political, and Literary. Indianapolis:
Liberty Fund,
1987. P. 76.
3 КантИммануил. Спорфакультетов. С. 102.
4 КантИммануил. Спорфакультетов. С. 103 104.
5 Colas Dominique. Civil Society and
Fanaticism: Conjoined Histories. Stanford: Stanford University Press,
1997. P. 18.