Газета «Наш Мир»
В сегодняшнем мире, казалось было уже с головой ушедшего в омут глобализации, все больше нарастают тенденции к национальной, культурной, религиозной самоизоляции, возвращению к собственным историческим корням, выстраиванию политики на основе различной интерпретации одних и тех же исторических событий. В особенно острой форме подобные процессы протекают в тех регионах, где исторически пролегала граница между различными цивилизациями.
К таким регионам относятся, в первую очередь, Ближний Восток, Кавказ и Балканы. Несомненно, в этом же ряду стоит и современная Испания, которой в средние века управляли мусульмане, и которая тогда именовалась Андалусией.
О современных претензиях испанцев и испанских мусульман друг к другу рассказывает Юсуф Фернандез, спикер Федерации исламских общин Испании.
- Поднимают ли и используют ли сегодняшние испанские мусульмане тему прежнего исламского правления Испанией для достижения собственных политических целей?
Число мусульман в Испании уже превысило один миллион, и некоторые правые партии часто обвиняют нас в претензиях на воссоздание аль-Андалусии – средневекового мусульманского государства на Иберийском полуострове, существовавшего более 800 лет. Однако в настоящее время ни одна мусульманская группа не требует воссоздания аль-Андалусии как политического образования.
Испанские мусульмане обеспокоены и озабочены претензиями звучащими от лица «Аль-Каиды» на восстановление аль-Андалусии как части Халифата. Эти утверждения наносят большой ущерб испанским мусульманам, сеют тревогу и беспокойство среди испанского населения.
- Претендуют ли мусульмане Испании или соседних стран на возврат земель, которыми владели ранее мусульмане, на возвращение своего политического статуса в этой стране или на определенные компенсации со стороны испанского правительства?
Единственное, на что мы сегодня претендуем, – это вопрос о предоставлении испанского гражданства потомкам морисков – мусульман, оставшихся в Испании после падения последнего оплота Ислама на полуострове в 1492 году и вплоть до их депортации в 1609 году. Эти люди живут в Марокко, Алжире, Тунисе и других странах, а некоторые из них до сих пор носят испанские имена.
При этом потомки сефардских евреев, изгнанных из Испании в 1492 году, уже получили гражданство от нашего правительства. Вот почему мусульмане думают, что к ним применяют двойные стандарты. Потомки морисков уже направили письмо на имя испанского короля Хуана Карлоса, в котором они потребовали испанского гражданства и официальных извинений за изгнание и притеснения в тот период.
- Насколько серьезна проблема эксплуатации той или иной испанской политической силой или партией массовых страхов перед ростом исламской общины, возвращением мусульман в страну, их политическим укреплением?
Это достаточно серьезная проблема. В Испании правые партии эксплуатируют страх перед мусульманской иммиграцией в борьбе за голоса избирателей. Даже основная консервативная сила – «Народная партия», имеющая тесные связи с католическими фундаменталистскими организациями, – публично выступает против строительства мечетей и привлечения внимания к другим проявлениям исламского присутствия.
Тем не менее эта партия может изменить свое мнение в связи с двумя факторами. Во-первых, мусульмане составляют половину от общей численности населения в двух испанских североафриканских городах Сеуте и Мелилье, которые направляют двух депутатов в нижнюю палату испанского парламента. Во-вторых, существуют планы предоставить иммигрантам право голосовать на выборах в местные органы власти, и это даст мусульманам гораздо больше политического веса в стране.
|