Газета «Наш
Мир» В уходящем году Казахстан окончательно вступил в фазу системного испытания - временем, экономическим кризисом, политической модернизацией и грузом «замороженных» проблем. Прошедшие 366 дней заставляют задуматься над тем, сможет ли существующая политическая система дать адекватный ответ на брошенный ей вызов. Для разрешения шекспировской дилеммы Казахстан сосредотачивается - таков главный политический итог уходящего года. По шкале политической событийности завершающийся год уступает своему предшественнику. Не было ни смены правительства, ни конституционных поправок, ни парламентских выборов. Но кажущаяся размерность всего лишь ширма, за которой скрываются глубинные процессы, имеющие для Казахстана переломное значение. Так, если предыдущие два года некоторый регресс государственного управления списывался на политический форс-мажор, то текущий год наглядно продемонстрировал - сбои государственной машины имеют системный характер. 2008 год стал решающим в оценке эффективности власти, что в свою очередь автоматически поднимает вопрос о подтверждении жизнестойкости сегодняшней политической системы и перспектив ее преемственности. Данная парадигма определяется несколькими основными константами. Во-первых, весь год прошел под знаком непрекращающегося внутриэлитного противостояния. И, хотя борьба элит оправдывается аксиомой «разделяй и властвуй», фактор перманентности подрывает устои не только существующей политической системы, но и в целом государства. Возросший уровень годового индекса конфликтности элит объясним переводом «звездных воин» в новый формат, латентной доминантой, которой является борьба за место «под солнцем» в постназарбаевском Казахстане. Политические силы отчетливо понимают приближающиеся возможности, но в то же время, проводимое строительство новой системы сдержек и противовесов не может их не беспокоить. Ведь хотя о полномасштабном выдавливании групп влияния говорить пока еще рано, но в уходящем году они были явно потеснены в своих позициях. Так, создание мега-холдинга ФНБ «Самрук-Казына» и вхождение в капитал системообразующих банков республики позволило сконцентрировать в руках государства основные финансовые потоки и централизировать «под себя» казахстанскую экономику. А ожидаемая трансформация политической модели путем запуска двухпартийного парламента окончательно закрепит сокращение каналов доступа ФПГ к процессу принятия политических решений. Серьезность своих намерений по централизации и упорядочиванию казахстанская власть подтвердила активными действиями и на медийном поле. Все эти стратегические шаги со стороны властей придают действиям элит непредсказуемый характер. Можно выделить несколько знаковых событий сигнализирующих о возможности синдрома «И ты Брут». Так, весьма симптоматично, что в год крысы Рахат Алиев не просто шкодил, а наносил акцентированные и направленные удары, которые вписываются в общую картину дня и даже предопределяют ее. Данная тенденция весьма показательна и свидетельствует о том что, несмотря на генеральный курс, контрсилы внутри страны могут использовать гадкого утенка казахстанской политики в своих корыстных целях, в том числе и против существующей системы. В этом контексте стоит глубже задуматься над проведенной уже внутри страны масштабной операцией под кодовым названием «а царь-то не настоящий». Высказывались разные версии о «нездоровье» Президента - от саботажа до хорошо поставленной инсценировки с целью зондирования общественного мнения и выявления нетерпеливых претендентов на власть. Конечно же, истинные цели таинственных организаторов «дезы» известны только им самим. Но то, что дерзкая акция по дискредитации Президента и сеянию всеобщей паники не значится в сетевом графике идеологов из АП - в этом не стоит сомневаться. Во-вторых, экономический кризис поставил под сомнение основную казахстанскую мантру - стабильность. Факт потенциально высокого уровня социальной напряженности уже сам по себе грозит политическими рисками, а взятый курс на модернизацию и сильная чувствительность казахстанской экономики на стабильно негативные тренды мирового рынка только удваивают сию опасность. Повышение политического градуса уже коснулось отдельных социальных категорий казахстанского общества. К дольщикам и несостоятельным ипотечникам потенциально могут присоединиться безработные, вкладчики, кредитоманы, уставшие пенсионеры. И весьма показательно, что в своих претензиях сегодняшние протестные группы больше аппелируют не к финансовым институтам и компаниям-застройщикам, а к государству как к институту призванному защищать их интересы. И, несмотря на некоторую советскую рудиментарность запросов общества к такому институту как «рыночное государство», отчасти эти претензии имеют под собой основание. Виной тому установленный самими властями высокий порог ожидания, провоцирующий в массах разочарование и активацию комплекса обманутых надежд. Дальнейшее колебание алгоритма претензий к властям во многом будет зависеть от эффективности антикризисных мер. И, в-третьих, вся серьезность предстоящих испытаний в том, что тенденции 2008 года определили перелом, сколько для системы, столько для ее фундамента - президента Назарбаева. В силу конструктивных особенностей политической системы всю нагрузку вызова принимает на себя ее (системы) творец и гарант. В то же время сие испытание для Нурсултана Назарбаева является своеобразным тестом на подтверждение своей нелегкой миссии Лидера Нации. Однако в текущем году оценка политического лидерства проявилась подчеркнуто персонифицировано, а в некоторых случаях даже чересчур тщеславно и подобострастно, что, конечно же «играет» не в пользу сложившейся конъюнктуры. Празднование десятилетия «четвертой дочки» Президента - красавицы Астаны, постановка статуса Лидера Нации, инициатива по переименованию столицы именем Нурсултана Назарбаева и награждению Первого Президента орденом «Герой Труда» - приводимые по этому поводу исторические параллели как свидетельства подтверждающие регресс системы, не беспочвенны. При всем патернализме казахстанского общества, эти проявления аллилуйства являются сильным раздражителем, еще более усиливающим в умах населения ответственность Нурсултана Назарбаева. И фактически предстоящий экзамен будет гораздо сложнее, чем испытание становлением 90-х годов, ибо подтверждать всегда труднее и тяжелее чем завоевывать. Как видим, переплетение внутренних проблем, и их болезненное обострение под воздействием внешних вызовов является серьезным испытанием для Казахстана. Поэтому стоит ожидать, что следующие годы станут своеобразным «референдумом», ведь на кону проверка главного критерия жизнеспособности системы - ее эффективности. С другой стороны, наметившийся надлом (если так можно выразиться) может стать стимулом для выхода из «спящей стабильности» и началом последующего качественного развития. В этом отношении сегодняшнее «сосредотачивание» имеет положительный эффект. И отрадно, что казахстанские власти понимают выигрышные перспективы сложившейся ситуации и в поисках «ответа» стараются повышать свою конкурентоспособность. Бауржан Толегенов |