Газета «Наш
Мир» Рождество следует отмечать летом? Во всяком случае, астрономы пришли к выводу, что Иисус Христос родился не 25 декабря, как принято считать у католиков, а 17 июня. Австралиец Дейв Ренеке с помощью сложных компьютерных программ по определению точных позиций небесных тел на карте неба, просчитал, что звезда, ознаменовавшая волхвам о чуде, могла столь ясно видна как описано в Библии лишь летом 2 года до н.э.. Использовав текст Евангилия от Матфея в качестве основы для определения месторасположения тел в созвездии льва, Ренеке пришел к выводу, что точная дата описанных событий приходилась на 17 июня. «Астрономия очень точная наука, которая позволяет точно определить местонахождение небесных тел, в том числе и Рождественской звезды. Венера и Юпитер сошлись в тот год в одной, и яркий луч света, отраженный ими мог быть принят за Рождественскую звезду», - говорит ученый, подчеркивая, что это наиболее разумное объяснение событий двухтысячелетней давности, которое совпадает с историческими реалиями. Ранее ученые датировали рождение Христа периодом от 3 года до н.э до 4 года н.э.Ренеке добавляет, что это не попытка осудить религию, а лишь желание исправить историческую ошибку, так декабрь был назван месяцем рождения Иисуса условно, и не означает, что это действительно произошло зимой. Он подчеркивает, что Церковь выбрала конец декабря в качестве праздничного периода, так как на это время приходились языческие празднования нового года у многих народов Европы, и цель была в том, чтобы заменить их христианской традицией. По мнению астронома, результаты его исследования не только не заставят людей усомниться в своей вере, а, напротив, еще больше укрепят ее, так как религиозные постулаты будут подкреплены научными изысканиями. День рождения Митры? Есть ли хоть какие-то доказательства, что Иисус действительно родился 25 декабря? На этот вопрос, очевидно, следует дать отрицательный ответ. Как верно пишет в одной из своих статей Гейдар Джемаль: «Подавляющее большинство тех, кто отмечает этот праздник, не подозревают, что это также день рождения Митры (Митра — древнеиндийское божество, восходящее к индоиранскому периоду. Википедия) … Действительно, этот день связан с зимним солнцестоянием (22-23 декабря, когда солнечный цикл переходит в фазу возрастания дня и убывания ночи). День рождения Митры был определен его жрецами именно в это время, поскольку иранская традиция связана с культом «непобедимого солнца» - фундаментальной доктриной древних ариев, которую освежил в европейском сознании Александр Великий, объединивший Элладу и Иран и положивший начало современному религиозному синкретизму (Синкретизм — форма религии, сочетающая в себе элементы различных других религий. Христианство, например, объединяет в себе представления древнеиудейских религиозных течений, восточных религий, греческой и римской философии и т. п. Википедия). Главная проблема этого синкретизма в том, что личность Христа как еврейского мессии и авраамического пророка неотличима для европейцев от Митры-Ормузда иранской традиции, которая к началу нового времени была вездесущей в Римской империи, а также в менее явной форме от фигуры Аполлона – эллинского аналога персидского Ормузда. Несмотря на возражения богословов и простых верующих, метафизическая идентичность Ормузда и Аполлона личности Христа в европейском религиозном сознании слишком очевидна». Любопытно, что о сомнительности даты рождения Христа и связанных с ним обстоятельствах говорит в наши дни не только мусульманин Г. Джемаль, но даже сам глава Англиканской церкви. Так, недавно архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс признал, что рождественская история о трех волхвах – просто «легенда». Он считает, что доказательства существования волхвов практически отсутствуют и совершенно невозможно утверждать, что их было трое и они были царями. По его словам, единственное упоминание о мудрецах с Востока встречается в Евангелии от Матфея, да и там описание весьма туманное. «В Евангелии от Матфея говорится, что они были звездочетами, мудрецами, священнослужителями откуда-то из-за пределов Римской империи, вот и все. Это очень похоже на легенду», - считает Роуэн Уильямс. Архиепископ развеял и некоторые другие детали. К примеру, по его мнению, в хлеву, где родился Иисус, не было ослов и волов. Он сказал, что рождественские открытки, на которых изображена Дева Мария, укачивающая младенца Иисуса в окружении пастухов и мудрецов, недостоверны. Что касается изображений с идущим над Вифлеемом снегом, архиепископ сказал, что такая ситуация «очень маловероятна». И окончательным ударом по традиционной рождественской истории стали слова Р. Уильямса о том, что, возможно, Иисус родился вовсе не в декабре. Он сказал: «Рождество стали отмечать в это время, потому что оно совпадало с зимним языческим празднеством». Иными словами, архиепископ Кентерберийский Р. Уильямс практически подтвердил существующее мнение о мифичности официальной даты рождения Иисуса.
|