Газета «Наш
Мир» Тарик Рамадан, профессор исламоведения в Оксфордском университете (Великобритания), один из главных сторонников обновления мусульманской мысли, уже много лет выступает с лекциями и пишет книги.Он неоднократно призывал заново перечитать исламские книги для того, чтобы определить, какие правовые нормы можно изменить, а какие нет. Цель подобных поисков в том, заявляет ученый, чтобы помочь мусульманам, живущим в западных странах, решать проблемы, которые ставит перед ними современное общество, оставаясь при этом мусульманами. Но после двадцати лет подобной деятельности Рамадан почувствовал, что достиг предела. Все новые и все более сложные вопросы возникают с ошеломляющей скоростью, так что просто перечитывать и заново интерпретировать религиозные тексты недостаточно, заключает он.И Рамадан сделал то, что делал уже неоднократно – написал новый манифест. Он опять призывает мусульман к действию. Книга «Коренная реформа: Исламская этика и освобождение» вышла в свет этой осенью. В одном из недавних интервью ученый пояснил, что реформировать надо не Ислам. «Реформа нужна мусульманскому сознанию», - сказал он. Тарик Рамадан заявил, что недостаточно участия в процессе разработки исламской этики, которую можно будет применить к решению современных мировых проблем, только лишь ученых, занимающихся религиозными текстами. Свой вклад должны внести мусульмане - специалисты всех профессий.После многолетних попыток найти свое место в западном обществе, настало время, когда мусульмане должны напрячь свою творческую энергию и помочь изменить мир к лучшему. Ученый призывает единоверцев помочь в поиске решений таких современных проблем, как эвтаназия, аборты, СПИД, финансовый кризис и охрана окружающей среды. «Где новые интересные идеи, которые предлагают мусульмане для спасения природы? - вопрошает ученый. – Их нет!» Книга призывает мусульман разработать правила прикладной исламской этики, которые можно будет применять в различных областях, например, в медицине. Например, необходимость советоваться с практикующими врачами возникла у «книжных» ученых из-за стремительного развития медицинских знаний, современного оборудования и технологий. В качестве позитивного примера Рамадан приводит Исламскую организацию медицинских наук, основанную в Кувейте в 1981 году, которая регулярно проводит обсуждения по таким животрепещущим темам, как продление жизни, принятие решения о клинической смерти и т. д. При этом он указывает, что обсуждение не может ограничиваться только участием практикующих врачей и исламских ученых, даже в том, что касается лечения. Следующим шагом должна стать организация встреч мусульман – экспертов в различных областях с учеными-теологами на специально учрежденных форумах, которые Рамадан называет «платформами». Они должны существовать в различных сферах – экономике, культуре, искусстве, причем правительствам следует поддерживать их, но не контролировать. Эти платформы нужны как в странах, большую часть населения которых составляют мусульмане, так и на западе, в том числе и в Канаде.В одной из своих недавних лекций Тарик Рамадан упомянул о развернувшихся в 2005 году дебатах по поводу шариатских арбитражных судов в канадской провинции Онтарио. Группа мусульман предложила разрешать споры с использованием принципов исламского права. В то время соглашениям, достигнутым с помощью третейского суда, основанного на принципах любой религии, можно было придать законную силу в любом из местных судов. Но из-за громких общественных протестов правительство провинции изменило арбитражное законодательство, потребовав, чтобы добровольные соглашения заключались только на основе канадских законов, если требуется их дальнейшее подтверждение в суде. Мусульманская община Канады не смогла тогда дать организованного ответа, и сейчас, считает Рамадан, настало время создать официальные структуры для обсуждения именно таких спорных вопросов. При этом необходимо, чтобы эксперты в этой организации были канадцами.Если мусульмане на Западе все же откликнутся на призыв ученого, одним из препятствий на их пути будет то, что богословы из авторитетных организаций Саудовской Аравии, Египта и Марокко могут не принять их новаторских начинаний. Однако мусульмане Евросоюза смотрят вперед с оптимизмом: «Мы смогли, на протяжении последних 30 лет, оставаться мусульманами – преданными мусульманами, в немусульманском окружении, - говорит Тарик Рамадан. – Мы можем ставить вопросы и находить на них новые ответы».
|