Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир» Агрессия в секторе Газа стала самым кровавым преступлением израильского режима за последние 40 лет. Счет погибших и пострадавших палестинцев идет на тысячи. Что стоит за этой "операцией" Тель-Авива? С этим вопросом корреспондент IslamNews обратился к политологу, руководителю Аналитического центра "Россия–Исламский мир" Шамилю Султанову.
– Шамиль Загитович, что послужило причиной начала этой агрессии?
– Действия Израиля в Газе согласованы с Соединенными Штатами, основными европейскими странами-членами НАТО и большинством арабских режимов. За этими действиями прослеживается наличие единой западной стратегии по уничтожению ХАМАС как авангарда палестинского народа и исламского движения на Ближнем Востоке. Это главная задача и главная цель, которой добивается Израиль, уничтожая сотни мирных жителей блокадного сектора Газа.
Существует и другой аспект, связанный с внутриполитической борьбой в самом Израиле. В феврале пройдут выборы в Кнессет. Израильская общественность настроена на жесткую конфронтацию с ХАМАС. Поэтому ключевые израильские политики рассматривают нынешние действия как некий элемент пиар-кампании. Причем, они прекрасно понимают: тот, кто первый пойдет на вторжение в сектор Газа, проиграет на выборах. В данном случае в большем проигрыше окажется Эхуд Барак и его партия. Барак подставился сейчас в силу занимаемой им должности министра обороны.
– Почему Тель-Авив и ХАМАС не могут сесть за стол переговоров?
– ХАМАС стремится к серьезным переговорам, о чем он не раз заявлял в последние годы. Но эти переговоры, во-первых, не должны вестись с позиции силы, а во-вторых, не становиться очередным обманом. Возьмите, например, Махмуда Аббаса – главу так называемой палестинской автономии, который постоянно ведет переговоры с Тель-Авивом. И каков же их результат? Может палестинцы на Западном берегу стали лучше жить? Или у них появилось больше прав и свобод? А может, у них стало больше надежд на будущее? Нет. Потому что эти так называемые переговоры – грандиозная фальсификация, на которую ХАМАС не хочет идти.
– Можно ли провести какие-то параллели между израильской агрессией 2006 года в Ливане и сегодняшними бомбардировками Газы?
– Параллелей достаточно много. И в том, и в другом случае мы видим боязнь Израиля пойти на непосредственное столкновение с вооруженными силами "Хезболлы" и ХАМАС, вместо чего варварски уничтожается мирное население. И тогда, и сейчас имеет место поддержка агрессора западной пропагандой. Но есть и отличие: уровень арабской и исламской солидарности с народом Палестины стал гораздо выше по сравнению с 2006 годом. Свидетельством чему являются массовые демонстрации, которые в эти дни проходят во всех столицах арабского и мусульманского мира.
– Вы сказали, что арабские режимы помогают Западу осуществлять его план по устранению ХАМАС. Какова их роль в этом конфликте?
– С моей точки зрения, Израиль не пошел бы на эту авантюру, предварительно не проведя консультации и не получив поддержку основных арабских стран-союзников США. (Не буду их перечислять – все прекрасно их знают). Обратите внимание, "экстренный" саммит Лиги арабских государств был перенесен сначала на среду, а потом на пятницу (2-е января 2009 года). С дипломатической точки зрения это означает, что арабские режимы, отложив заседание, дали карт-бланш Израилю для расправы с палестинским сопротивлением в лице ХАМАС.
– Как вы оцениваете позицию России в этом конфликте?
– Россия предложила проект резолюции, одобренный Советом безопасности и заблокированный США, в котором призвала стороны немедленно прекратить огонь и сесть за стол переговоров. Это означает, что Израилю, чьи делегации в последние несколько недель не раз прилетали в Москву, не удалось получить от России карт-бланш на операцию против Газы.
– Как израильская агрессия в Газе повлияет на расклад сил в регионе?
– Я думаю, что Израилю не удастся уничтожить ХАМАС. Для Израиля вторжение в сектор Газа, уличные бои, сопряженные с большими потерями в живой силе, неприемлемы. Кроме того, ХАМАС фактические не использует все имеющиеся у него силы и возможности – ни в Газе, ни в других районах Палестины.
– Вы имеет в виду военные возможности?
– Военные, военно-политические и прочие.
Что касается расклада сил, то стратегически ситуация складывается не в пользу Израиля. После вторжения на юг Ливана в 2006 году и сегодняшних бомбардировок Газы Израиль в глазах общественного мнения выглядит как террористическое государство, которое уничтожает гражданское население. Собственно обострение внутриполитического кризиса в Израиле началось после 2006 года.
Кроме того, развязав агрессию в секторе Газа, Тель-Авив нанес серьезный удар по своим союзникам – и в первую очередь, по режиму Махмуда Аббаса. И чем дольше будет продолжаться конфликт, тем слабее будут позиции Аббаса.
В целом, в результате этого конфликта кардинальных изменений в регионе не произойдет. Безусловно, укрепятся позиции ХАМАС в арабском и мусульманском мире. Будет расти солидарность мировой общественности с народом Палестины.
– А что может произойти в случае, если ХАМАС потеряет власть в секторе Газа?
– Я исключаю такой вариант.
Беседовал Рустам Адиуллин
|