Газета «Наш Мир»
ББВ – огромное пространство от Северной Африки до границ Индии – один из самых важных регионов в мире, в котором сосредоточено около 75% мировых запасов в мире. Поэтому неудивительно, что от существования стабильности в нем зависит очень многое.
В начале 2009 года по-прежнему самыми «горячими точками» ББВ остаются Ирак и Афганистан. Очевидно, что в Ираке весьма сильно иранское влияние, которое, при известных обстоятельствах, может сыграть решающую роль. Если до американского вторжения в Ирак режим Саддама активно противостоял Ирану, то после его свержения иранцы получили возможность почти беспрепятственно влиять на ситуацию дел в стране, где преобладает шиитское население. Вольно или невольно, убрав Саддама, американцы содействовали усилению Ирана и превращению в главную действующую силу в регионе. Этот факт крайне беспокоит правителей стран Залива, в первую очередь, Саудовской Аравии, которые, хотя и любезничают с президентом Ахмадинежадом, в глубине души считают уже не еврейское государство, а Иран своим главным противником. Хотя, конечно, никогда не скажут этого вслух…
Что касается самого Ирана, то мировое внимание к нему объясняется, разумеется, не суннитско-шиитскими раздорами, а его ядерной программой. Но можно ли ее остановить? Весьма сомнительно. Санкции ООН не работают и вряд ли поможет даже их ужесточение. Решатся ли израильтяне нанести удары по ракетным объектам Тегерана? Большинство экспертов полагает, что Тель-Авив лишь пугает, ибо отдает себе отчет в том, что если он сделает то, что в свое время сделал с аналогичными объектами в Ираке, его ожидает такая ответная акция иранцев, что мало не покажется. Американское же вторжение в Иран, по-видимому, исключено: увязнув в Ираке и Афганистане, было бы полнейшим безумием развязать третью войну в Иране. Тем более в условиях нынешнего глобального финансового кризиса. /Кстати говоря, по некоторым оценкам, только на войну в Ираке Вашингтон уже израсходовал 687 млрд. долларов, а на войну в Афганистане – 184 млрд./. Поэтому, как считает российский востоковед Г. Мирский, «остается надеяться, что Барак Обама изменит курс Буша и начнет диалог с Тегераном, согласившись исключить Иран из списка «оси зла» и пообещав не предпринимать ничего для свержения иранского режима в обмен на замораживание процесса обогащения урана». Но надежд на подобные договоренности немного, пока президентом Ирана является Ахмадинежад, а Обама облеплен со всех сторон представителями произраильского лобби…
По общему мнению, дела у американцев в Афганистане обстоят еще хуже, чем в Ираке. Они оказались явно не в состоянии справиться с талибами. В связи с чем перешли к воздушным ударам по их базам в Пакистане, что приводит в большим потерям среди мирного населения и может вызвать еще больший кризис в этой стране, обладающей, между прочим, ядерным оружием. Если же в Пакистане возникнет хаос, то это будет означать полное фиаско американской политики в регионе. С другой стороны, если талибы будут по-прежнему находить убежище в Пакистане, война против них может тянуться до бесконечности.
Вопреки обещаниям президента Буша, остается нерешенным и палестино-израильский конфликт. В наступающем году шансов на его урегулирование не больше, чем в прошлом. Непреодолимыми препятствиями продолжают оставаться: статус Иерусалима, существование еврейских поселений на Западном берегу Иордана и, пожалуй, самая трудная – проблема возвращения палестинских беженцев.
Из всего вышесказанного, очевидно, что ситуация на всем пространстве Большого Ближнего Востока в новом 2009 году продолжает быть крайне напряженной и тревожной. Таковой она создалась, главным образом, благодаря действиям США. И именно им, а никому другому предстоит искать выход из нее. Сумеет ли найти его Обама? Глядя на его окружение и разнообразных советников, в этом можно лишь очень сомневаться.
|