Газета «Наш
Мир» Несколько лет назад ваша покорная слуга занималась исследованием
страхов детей дошкольного возраста (от трёх до шести лет). Это
исследование было необходимо мне для написания курсовой работы. Я
поставила перед собой цель - изучить, насколько позволяли время и
знания, причины возникновения детских страхов, объекты страхов, то есть
выяснить, чего именно боятся дети, а так же определить способы, пути
преодоления или ослабления страхов. О том, что нужно делать,
чтобы ребёнок меньше боялся, я рассказывала в одной из предыдущих
статей. Сейчас же давайте поговорим об объектах страхов наших любимых
малышей. Разрешите располагать страхи вот в каком порядке: на
«первых местах» будет то, чего дети по результатам моего исследования и
исследований моих коллег-психологов, боятся больше всего, ну а на
«последних местах» - те явления, предметы, живые существа, которые
вызывают страх в меньшей степени. Ну как, согласны вы с таким порядком?
1. Страх темноты (72% из 500 детей, принимавших участие в
исследовании). Малыши просят родителей не выключать на ночь свет, самое
ужасное и суровое наказание для этих малышей - оказаться запертыми в
тёмном чулане или другой комнате, стоять в тёмном углу лицом к стене.
Под воздействием темноты у детей появляются другие страхи: навсегда
остаться в одиночестве, быть украденными сказочными злыми героями
(Бармалеем, Бабой-Ягой и т.п.). 2. Страх смерти. Его
«популярность» (распространённость) в детских сердцах неуклонно растёт.
Если взрослые думают, что в столь юном возрасте (3- 4 года) малыши
ничего не знают о смерти, не понимают самого значения этого слова, то
смею утверждать, что подобные мысли ошибочны. Возможно, ребёнок
когда-то бывал на поминках, возможно, его бабушки и дедушки и их
знакомые то и дело говорят: «Ох, что-то здоровье стало плохим! Вот умру
и похоронят меня в сыру землицу!», «Вот соседушка моя умерла и мой
черёд настанет скоро!» Иногда взрослые говорят малышу: «Ты меня до
гроба доведёшь! В гроб загонишь! Вот умру и что ты будешь делать?»
Произнося столь жуткие фразы, взрослые даже не осознают, что укореняют
у ребёнка страх смерти. Но вообще страх смерти заложен в нас
изначально. Это как бы культурный праобраз, передающийся через
поколения. 3. Страх потерять кого-то из родителей или людей,
их заменяющих. Многие малыши боятся, что их мама, папа, бабушка,
сестрёнка заболеют, а может и умрут. Дети, возможно, видели, как кто-то
из членов семьи тяжело болел, как все расстраивались, тревожились,
беспокоились. 4. Боязнь различных животных. В первую очередь
дети боятся собак и кошек, реже - ворон, пауков. Дети могут бояться
только тех животных, с которыми сталкиваются в реальности. То есть,
ребёнок, живущий в Москве, едва ли будет страшиться оленя или енота.
5. Боязнь стихийных бедствий. Наличие этого страха почти всегда связано
с районом проживания ребёнка. Вряд ли маленький петербуржец будет
бояться цунами. Хотя не исключено, что увиденное по телевизору
стихийное бедствие так напугает малыша, что страх глубоко поселится в
его головке. 6. Боязнь глубины, пожаров и т.п. Ребёнок будет
бояться глубины, если он однажды уже тонул или если чувствует
неуверенность в том, что, случись ему тонуть, взрослые придут на
помощь. То же самое касается и пожаров. Но опять же, если малыш был в
той или иной степени очевидцем пожара, последний может стать объектом
детского страха. 7. Войны, террористическими акты. Возможно, я
должна была поместить этот страх в начале своего «чёрного списка»,
потому что он в последнее время вновь обретает «популярность».
Ежедневно дети видят ужасающие подробности военных действий, слышат о
них, а в некоторых регионах являются и прямыми свидетелями таких
событий. 8. Страх перед различными сказочными персонажами.
Раньше я думала, что страх будет на первом месте, пока не получила
результаты исследований. Безусловно, и наши современные малыши боятся
быть украденными, съеденными злыми чудовищами. Но на место Бармалея,
Бабы-Яги приходят новые злодеи (гоблины, покемоны). 9. Разные
специфические страхи. Их наличие зависит от условий, в которых живёт
ребёнок и от его психологических особенностей, от особенностей
воспитания. Например, дети, которых бьёт отец, боятся вновь быть
побитыми. Девочка, на которую в лифте напал злобный подросток, может
бояться ездить в лифте или бояться подростков определённого внешнего
вида (высоких, рыжеволосых и т.п.) Одна девочка боялась, что ночью её
задушит цветок. Маргарита Мельникова |