Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Что такое благочестие? Познакомьтесь
с определением Национальной философской энциклопедии:
«Благочестие - определяемость
нашего
настроения и наших поступков представлениемо присутствии или действии некоего всемогущего,
управляющего мировыми
событиями существа или принципа,которое
(представление) наполняет наше сознание».
"Благочестие"
в Ветхом Завете обозначает взаимоотношения между родственниками,
друзьями или
союзниками; это - привязанность, предполагающая действенную и верную
взаимопомощь. Эта человеческая связь мотивирована отношением Бога с
людьми,
через Союз-Завет установленный между Собой и Своим народом – Израилем.
Милосердной
любви Бога к Израилю, первенцу Его, должно отвечать благочестие в ином
аспекте,
а именно сыновняя привязанность, которая выражается в неизменном
послушании и
любящем богопочитании, культе (соблюдение условий Завета: для Иудеев
Моисеева
Закона, для обращенных язычников - заповедей, данных Богом при
заключении
завета с Ноем).
В христианском же мире концепция
благочестия
формировалась с течением времени, под влиянием различных церковных
традиций. В
целом, современное значение этого слова можно сформулировать как
верность Богу,
которая выражается в определенном образе жизни. Внешне, такой образ
жизни
характеризуется неукоснительным следованием правилам, традициям и
предписаниям
данного культа (элементы аскезы, молитвы, религиозные праздники,
милостыня,
благотворительность, посещение религиозных собраний и т.п.). Во многих
направлениях христианства под благочестием подразумевается совокупность
всех
этих внешних практик, воплощенная в практической жизни христианина. При
этом
указывается на то, что все эти внешние практики служат сугубо
внутренним целям.
Такими целями могут быть: угождение Богу, приобретение Божьего
благоволения,
приближение к Богу, очищение души, освобождение от пороков и страстей,
стяжание
благодати, и т.п.
Обратившись к
Корану, мы обнаружим следующее понятие
благочестия:
Не в том
благочестие, чтобы вы
поворачивали ваши лица в сторону востока и запада. Но благочестив тот,
кто
уверовал в Бога, в Последний День, в ангелов, в Писания, в пророков,
кто
раздавал своё имущество, несмотря на любовь к нему, близким, сиротам,
путникам,
просящим, бесправным людям…
(2:177)
Судя по аяту,
одним из основных внешних проявлений
благочестия в Исламе является «жертвенное» отношение к своему
имуществу, что в
свою очередь усиливается следующим аятом:
Никогда не достигнете вы
благочестия, пока не будете расходовать то, что любите. А что бы вы ни
расходовали, - Бог про это знает.
(3:92)
Как вы
понимаете, показанные примеры возможны только
на практике. Поэтому стремиться к благочестию без совершения благих дел
никак
не получится. Проповедовать же это качество на словах, а не на деле
может
каждый, однако такая практика порицается Богом:
Разве вы
повелеваете людям
благочестие и забываете самих себя? Ведь вы читаете Писание, неужели вы
не
образумитесь?
(2:44)
Не делайте
Бога предметом ваших клятв
о том, что вы благочестивы и осмотрительны. Улучшайте
отношения людей
друг с другом. Ведь Бог Слышащий, Знающий.
(2:224)
Зачастую люди считают за благочестие
такие действия, которые в действительности Богу не угодны. Они могут
быть
мотивированы чем угодно, однако, если дела замешаны на суеверии, то
пользы от
них нет.
Не в том
благочестие, чтобы вы
заходили в дома с задней стороны, а благочестие состоит в том, кто
остерегается
(гнева Бога) и заходит через двери. Остерегайтесь (наказания) Бога, может
быть, вы
преуспеете. (2:189)
Чувства осмотрительности и предостережения
очень важны для человека. Бог не зря часто напоминает о них в Писании.
Ведь без
них мы можем нарушить любые ограничения
Всевышнего.
О вы, которые уверовали!
Когда беседуете втайне, то не беседуйте о грехе и вражде, а беседуйте о
благочестии
и осмотрительности. Остерегайтесь (гнева) Бога, к которому вы будете
собраны.
(58:9)
…И помогайте одни другим
в благочестии и осмотрительности, но не помогайте в грехе и
вражде…
(5:2)
Это относится и к любым проявлениям
фанатизма, нетерпимости к отличным от себя убеждениям. Как часто люди
сталкиваются с ненавистью только лишь из-за того, что они принадлежат к
другой
конфесии или имеют другой взгляд?! В таком состоянии не приходится
говорить о хорошем
отношении друг к другу. Подобное поведение Богом не
приветствуется.
Не запрещает вам Бог быть
благочестивыми и справедливыми к тем, которые не сражались с вами из-за
религии
и не изгоняли вас из ваших жилищ - ведь Бог любит справедливых!
(60:8)
Пропитанные духом Писания, искренне
уверовавшие люди понимают истинное значение благочестия. Это вызывает
сильное
желание быть благочестивым и оказаться в Судный день с такими же.
…Господи наш! Прости же
нам наши грехи и очисти нас от наших скверных деяний и упокой нас с
благочестивыми.
(3:193)
И это не
случайно.
Ведь у Господа особая награда для благочестивых.
Но для тех, которые остерегаются
(наказания) Господа, - сады, где внизу текут реки, - вечно пребудут они
там, -
как прием от Бога. То, что у Бога, - лучше для благочестивых!
(3:198)
Ведь благочестивые,
конечно, в благодати!
(82:13)
Поистине, ведь
благочестивые в благоденствии. (83:22)
Господь наш! Не уклони наши сердца в сторону после того, как Ты
наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты –
Дарующий! (3:8)