Газета «Наш Мир»
Я знаю на личном опыте, что разрушительного вторжения в Газу можно было легко избежать.
После посещения Сдерота в прошлом апреле и увиденного мною серьезного психологического ущерба, который нанесли ракетные удары по региону, моя жена Розалин и я назвали запуск ракет из Газы неприемлемым актом. Хотя количество пострадавших от этих ударов минимально (трое смертей за 7 лет), городу была нанесена значительная травма от неожиданных взрывов. Более 3000 жителей были вынуждены переехать в другие места, улицы, игровые площадки и магазины практически опустели.
Мэр Эли Мояль собрал группу жителей в своем офисе, чтобы встретиться с нами, и пожаловался, что правительство Израиля никак не остановит эти ракетные удары, ни дипломатическим путем, ни военным. Зная, что скоро воочию увидим лидеров ХАМАС в Дамаске, мы пообещали, что оценим перспективы прекращения огня.
От шефа египетской разведки Умара Сулеймана, который вел переговоры между израильтянами и ХАМАС, мы узнали, что между сторонами существуют фундаментальные разногласия. ХАМАС хотел полного прекращения огня на Западном берегу и в Газе, а израильтяне отказывались обсуждать что-либо, кроме Газы.
Мы знали, что 1,5 млн. жителей Газы голодают, это подтвердил специальный представитель ООН. Недоедание достигает таких же масштабов, как и в беднейших районах южной Сахары, причем более половины палестинских семей питаются лишь раз в день.
Палестинские лидеры из Газы довольно уклончиво отвечали на все вопросы, оправдываясь, что запуск ракет был единственным способом ответить на изоляцию и подчеркнуть гуманитарную катастрофу в секторе. В то же время лидеры ХАМАС в Дамаске согласились подумать над прекращением огня из Газы, если Израиль прекратит атаки и не будет препятствовать поставкам гуманитарной помощи жителям.
После длительных обсуждений, лидеры ХАМАС также согласились принять любое мирное соглашение, которое будет принято по договоренности Израиля и президента Палестинской автономии Махмуда Аббаса, при условии одобрения его большинством палестинцев в ходе референдума или избранным правительством.
Поскольку наша делегация была только наблюдателем, а не участником переговоров, мы передали эту информацию египтянам, и те выдвинули предложение о прекращении огня. Месяц спустя египтяне и ХАМАС сообщили нам, что все военные действия с обеих сторон и все запуски ракет будут остановлены с 19 июня на шесть месяцев, и что гуманитарные поставки будут возобновлены на нормальном уровне, который существовал до 2005 г. (около 700 грузовиков в день).
Мы не смогли подтвердить это в Иерусалиме из-за неприятия Израилем самой идеи ведения переговоров с ХАМАС, но ракетные обстрелы вскоре прекратились и поставки продуктов питания, воды, лекарств и топлива увеличились. И все же, несмотря на увеличение, поставки не превышали 20% от нормы. Хрупкое перемирие было частично разрушено 4 ноября, когда Израиль начал атаки на Газу, чтобы разрушить оборонительный туннель, прорытый ХАМАС под стеной, отделяющей Газу от внешнего мира.
Во время другого визита в Сирию в середине минувшего декабря я предпринял попытку достижения хоть каких-то договоренностей. Было ясно, что основным вопросом было прекращение блокады и открытие границы Газы.
Представители Центра Картера посетили Иерусалим, встретились с израильскими официальными лицами и спросили, возможно ли это в обмен на прекращения ракетных ударов. Израильское правительство неформально предложило допустить 15% гуманитарных поставок, если ХАМАС первым прекратит огонь на 48 часов. Для того это оказалось неприемлемым, и военные действия продолжились.
После 12 дней бойни израильские силы безопасности отчитались в поражении более тысячи целевых объектов. За этот период Израиль отверг попытки международного сообщества организовать прекращение огня. Это делалось при полной поддержке Вашингтона.
17 мечетей, американская международная школа, множество частных домов и основная инфраструктура маленькой, но многонаселенной, территории были разрушены. В число пораженных попали системы водоснабжения, электроснабжения и канализации. Волонтеры-медики сообщают об огромных жертвах среди мирного населения.
Есть надежда на то, что, когда дальнейшие военные действия перестанут быть эффективными, Израиль, ХАМАС и США примут еще одно соглашение о прекращении огня, ракетные удары прекратятся и адекватный уровень поставок гуманитарной помощи выжившим палестинцам будет восстановлен. Следующий возможный шаг: постоянный и полный мир.
Джимми Картер, президент США с 1977 по 1981 г.
«The Washington Post»
|