Газета «Наш Мир»
Тема, которую мы сегодня изучим, мало известна широкой общественности. Хотя вокруг феномена криптоизраильтян на бытовом уровне ходит достаточно много слухов, сплетен и подозрений в «заговоре», но научного осмысления этого явления до сих пор не состоялось. Между тем, вначале стоит объективно и внимательно присмотреться ко всем известным проявлениям криптоизраилизма, прежде чем выносить свои оценки – есть ли в этой среде «заговор», или нет?
1. Марраны. Термином «криптоизраильтяне» (или же «криптоиудеи», «криптоевреи») в науке обозначаются группы иудейского населения, принявшие под воздействием каких-то обстоятельств иную религию, однако продолжающие считать себя частью народа Израиля. Самым известным случаем массового принятия иудеями другой религии является ситуация с евреями страны аль-Андалус (Испании) после ее завоевания католиками.
От 200 до 300 тысяч иудеев в период (особенно с конца XIV века) и после окончания Реконкисты (1492 г.) покинули Испанию, обосновавшись в Северной Африке и на землях Османского султаната – таков был масштаб гонений католических правителей. Однако часть иудеев, как и мусульман, остались на земле Испании; ради сохранения жизни и имущества в течение нескольких десятилетий после падения Гранады и те, и другие были вынуждены принять Католичество, при этом часто обращение в Христианство происходило насильно.
Крестившиеся мусульмане, известные как мориски, сохраняли в тайне Ислам вплоть до XVII века; впоследствии они были вынуждены или эмигрировать в Северную Африку, или ассимилироваться в среде испанцев-католиков (сегодня число их потомков оценивается в 11% населения Испании). По-другому сложились судьбы крестившихся иудеев – марранов, которые сохраняли в тайне религию предков гораздо дольше: отдельные общины марранов в Испании и Португалии существуют до сего дня.
Начиная с XV – XVI века, тысячи марранов также эмигрировали в др. страны. «Число марранов, тайно преданных Иудаизму, было особенно велико среди беженцев из Португалии. Не случайно во многих странах Европы, Азии и Латинской Америки в XVI в. слово «португалец» стало обозначать еврея», - сообщает «Еврейская энциклопедия».
Криптоизраильтяне приняли активное участие в испанской колонизации Мексики, затем Техаса и Калифорнии. В 1603 г. группа португальских марранов переселилась в Амстердам, сразу открыто вернувшись к Иудаизму. Именно марраны превратили Амстердам в один из крупнейших центров еврейства 17 в. Кроме того, как это становится теперь очевидным, именно криптоизраильтяне способствовали успеху буржуазной революции в Голландии (иначе – война за независимость от Испании) в конце XVI – первой половине XVII вв.
Марраны были в числе первых поселенцев голландских колоний - Суринама и Кюрасао. Они селились и на других островах Вест-Индии. Таким образом, жестокая колонизация Америки с полым уничтожением коренного индейского населения Вест-Индских островов, традиционно списываемая на католическую церковь, с не меньшим основанием может быть отнесена и на счет криптоизраильтян.
В конце XV в. – XVI в. значительные группы марранов поселились в пределах Османской империи, включая Палестину. Именно из среды марранов появились первые сионисты (тогда сам этот термин, конечно, не существовал). В частности, таковыми считают Грасию Наси и Иосифа Наси, основателей современной Тиверии, арендовавших это поселение у османских султанов в XVI в. (Тиверия и по сей день считается иудеями одним из 4 священных городов).
Марраны «порой процветали» (цитата по тексту «Еврейской энциклопедии») и в католических странах Европы, в частности – итальянских городах Флоренции, Тоскане, Феррари, а также во Франции. В последней марраны формально считались католиками до 1730 г., когда их официально признали евреями. В Бразилии марраны открыто вернулись к Иудаизму в период голландской власти (1624–54).
В XVI в. вернувшиеся к Иудаизму бывшие марраны и их потомки проживали в основном в Каире, Иерусалиме, Цефате, Дамаске и Стамбуле (около 50 тыс. евреев в этих городах), а в Салониках они составляли большинство населения. В Лондоне, Бристоле, Гамбурге и др. германских городах марраны появились формально как католики еще до Реформации, да и после нее долгое время продолжали вести двойную жизнь.
Марраны и их потомки оставались основным элементом английского еврейства вплоть до XIX в.; из их числа происходил премьер-министр Англии Бенджамин Дизраэли, политика которого часто определялась отношением того или иного государства к евреям. На севере и северо-востоке Европы марраны проникли в Данию, страны восточной Балтики и Польшу (Замосць).
В самой Испании их также оставалось очень много: согласно генетическим исследованиям Лидского университета, проведенным в 2008 г., 20% современного населения Испании имеет еврейские корни по мужской линии – т. е. марранов в Испании оставалось в 2 раза больше, чем морисков. Наибольшую известность приобрели шуэтас (исп. «хуэтас») – замкнутая социальная группа, компактно проживающая до сих пор на о. Майорка (Балеарские острова).
На этом, пожалуй, можно прекратить цитировать Еврейскую энциклопедию и Википедию. Сказанного достаточно, чтобы понять: криптоизраильтяне-марраны были могущественной силой, которая распылилась по всей Европе, Ближнему Востоку и Америке.
С точки зрения мусульман, тайное сохранение иудейской религии марранами вполне может быть оправдано: точно так же пытались поступить и мориски, которым, правда, не удалось ни сохраниться в истории, ни оказать хоть сколько-нибудь значащего влияния на политику государств, где они проживали.
Кроме того, Ислам считает Иудаизм более близким к единобожию, нежели Христианство. Следовательно, «марраны не отступили от веры в Единого Бога» - именно так рассуждает большая часть мусульман, которые знают об этом явлении. Однако при ближайшем рассмотрении все не так просто.
2. Денме. Одной из малоизвестных групп в населении Турции и Греции является секта денме (тур. «обращенные», «ренегаты»), основанная последователем каббалиста Шабтая Цви (Саббатея Цеви) в 1683 г. в г. Салоники (тогда принадлежавшем Османской империи, ныне – в Греции). Согласно учению денме, Шабтай Цви является мессией.
Его переход в Ислам объяснялся тем, что он должен был опустить душу мессии до самой глубины греховности, чтобы подобрать последние «искры божественного света», которые упали в самую бездну (т.е. Ислам ассоциируется с бездной!). Позже с учением денме познакомился Якоб Франк и cам заразился идеей мессианства и «святого отступничества», вызвав массовый переход польских евреев в Католичество – вероятно, в душе оставшихся такими же криптоизраильтянами, как и марраны и денме.
Итак, денме – это часть иудейского населения Турции, которая со второй половины XVII в. стала принимать Ислам, продолжая, как полагают многие исследователи, скрытно придерживаться Иудаизма. Они подразделяются на несколько подсект, говорят на языках эспаньоль (испанский язык, подвергшийся сильному влиянию иврита и ставший основным языком евреев-сефардов – выходцев из Испании и Португалии) и турецком.
Жизнь секты малоизвестна. В 1924 г. один их членов подсекты каракашларов (одна из 4 подсект денме) опубликовал в турецкой газете «Вакыт» информацию о денме, где, помимо прочего, говорилось также о «wife swinging ritual» - брачном обряде с групповым сексом.
Налицо – не просто моральная деградация, а явный сатанизм. Такое происходит в тех случаях, когда считающие себя особо избранными группы абсолютно уверены в своей неподсудности, безнаказанности и высокомерном отношении к другим.
«В XIX в. начался быстрый процесс ассимиляции денме в турецкой среде. К началу Первой Мировой войны численность денме составляла 10–15 тыс. человек. В 1923 г., после того, как денме (вместе с изгнанным турецким населением) переселились из Салоник в Турцию, произошел фактический распад общины», - сообщает Еврейская энцкилопедия. Однако то, что говорится в энциклопедии дальше, прямо противоречит заявлению о «распаде» общины.
«Многие члены секты принимали активное участие в движении младотурок; в состав революционного правительства, сформированного в 1909 г., вошли несколько денме, а министром финансов стал предводитель каракашларов Джавид-бей (1875-1926)».
Учитывая, что гонения армян в 1915 году производили младотурки, мы убеждаемся, что криптоизраильтяне принимали в этом, как минимум, «активное участие».
Обладая хорошим образованием и секулярными взглядами, многие из денме активно поддержали революцию и Ататюрка (Мустафа Кемаль – родом из Салоник). Википедия говорит нам: «В Турции весьма популярны слухи (которые, однако, нигде открыто не обосновывались), что Кемаль Ататюрк вышел тоже из рядов денме, и что его сторонники мстили султану Абдул-Хамиду за то, что он препятствовал деятельности Теодора Герцля в Палестине».
Подтверждений этим слухам нет, однако здесь, пожалуй, надо «судить их по делам их»: воинствующая антиисламская политика Ататюрка – не единственный косвенный довод в пользу слухов. Более важно, что уже при жизни вождя в Турции был создан, и поддерживается до сих пор, культ личности Ататюрка, который имеет своими корнями мессианские движения в Иудаизме.
Наиболее наглядно это проявляется на примере хасидского любавичского раввина Менахема Шнеерсона, после смерти которого в 1994 г. его последователи отказываются в это поверить (сайт «Мошиах.Ру» сопровождается девизом «Да живет вечно наш господин, учитель и Ребе Король Мошиах!»), а некоторые группы – прямо обожествляют его.
Сегодня в Турции проживают около 2500 денме. В то же время накануне Второй Мировой войны их численность определялась в 15 тысяч человек; учитывая, судя по Википедии, отказ «Израиля» признавать их иудеями, непонятно, куда они выехали – или, может, еще больше законспирировались?
Члены секты денме активно участвуют в общественно-политической жизни Турции. Так, к ним принадлежал бывший министр иностранных дел Исмаил Чемс. Арестованный на двях журналист и писатель Ялчин Кючук, один из идеологов тайной антиисламской организации «Эргенекон», созданной с целью государственного переворота в Турции, и другая ключевая фигура «Эргенекона» Тунчай Гюней, внедренный к тому же и в движение Фетхуллы Гюлена, также являются представителями денме.
Таким образом, ни малочисленность, ни якобы полная ассимиляция в турецкой среде не мешают криптоизраильтянам Турции управлять, или пытаться управлять, этой страной.
3. Чала (по-таджикски буквально «ни то ни се») – община «насильственно обращенных в Ислам» бухарских евреев и их потомков, тайно соблюдающих (полностью или частично) основные еврейские обычаи и предписания Иудаизма. Община образовалась волнами: в середине XVIII и в первой половине XIX в.
«Еврейская энциклопедия» пишет: «Содействие переходу неверного в Ислам считалось у мусульман богоугодным делом… Принятие Ислама оформлялось у мусульманского судьи. Новообращенному даровались халат и чалма, которые немусульмане не имели права носить. Специально назначался мусульманин, обязанный следить за правильным соблюдением новообращенным обрядов Ислама».
Таким образом, с точки зрения мусульман, были осуществлены все меры к тому, чтобы новообратившиеся стали подлинными последователями Ислама. Но они таковыми не стали: «бухарские евреи и чала часто тайно поддерживали связь». И хотя «в каждом новом поколении обращенных связь с еврейством все более ослабевала», «компактное расселение в особых кварталах препятствовало ассимиляции чала среди мусульманского населения».
Общее число чала в Средней Азии накануне русского завоевания (1864–84) составляло, по оценочным данным, около 2500 человек; они проживали в Бухаре, Андижане, Коканде, Ходженте, Маргелане и др. городах. После русского завоевания Средней Азии многие чала, постоянно проживавшие на территории присоединенного к России Туркестанского края, а также бежавшие из Бухарского ханства, открыто вернулись в Иудаизм.
В советское время потомки чала, проживавшие в Бухаре и Ходженте (официально они были записаны как узбеки и таджики), представляли собой отдельные этнические маргинальные группы. Элементы еврейской обрядности ими почти полностью утрачены, свое еврейское происхождение они тщательно скрывают. Однако до сих пор около 2000 потомков чала заключают браки в основном лишь в своей среде. Несколько десятков чала переселились в «Израиль» после 1989 г.
Проводя аналогии с другими группами криптоизраильтян, можно сказать следующее: во-первых, феномен чала практически не изучен, особенно с точки зрения мусульман и христиан; во-вторых, есть все основания думать, что чала, также как и потомки марранов и денме, имеют возможности влиять на общественно-политическую ситуацию в своем регионе.
Например, множество слухов об еврейском происхождении президента одного среднеазиатского государства, носящего самые что есть мусульманские имя и фамилию, с учетом его жесточайшего антиисламского правления, вполне могут иметь реальное основание – если помнить не только о бухарских и самаркандских евреях, но прежде всего о криптоизраильтянах-чала.
Заключение. Все другие группы криптоизраильтян – машхадиты, более ста лет считавшиеся мусульманами в Иране; сохранившие тайный Иудаизм на протяжении пяти столетий (!) криптоизраильтяне Мали; северо-африканские евреи, принявшие Ислам «чисто внешне», и др. – практически не известны даже специалистам.
Однако общий принцип криптоиудейства понятен на уже приведенных примерах: принимая любую другую религию, иудейские общины, как многие полагают, делают это вовсе не чистосердечно. Они на протяжении многих веков способны сохранять приверженность Иудаизму, поддерживая связи с собственно еврейскими общинами, и при этом довольно успешно мимикрируясь под христиан или мусульман.
Даже потеряв основные религиозные обряды и вероучительные догматы иудаизма, криптоизраильтяне не делают выбора в пользу Ислама – с точки зрения мусульман, последней, истинной, самой совершенной религии, которая основана на твердом единобожии и в которой есть место и молитве, и омовению, и посту, и жертвоприношению, и ритуальным пищевым запретам. Ислам почитает всех пророков древнего Израиля, признает Тору как Божественное писание, постоянно повторяет в дискуссии с иудеями аят Корана о том, что «ваш Бог и наш Бог – Один», и что все люди произошли от Адама и Евы.
Однако криптоизраильтяне не находят все это хорошими доводами для того, чтобы отказаться от своей «б-г-избранности» – иначе объяснить их отказ от Ислама, их многовековое лицемерие в окружении соседей-мусульман, просто невозможно. Они, очевидным образом, не считают, что «б-г Израиля» и есть тот же Самый Творец, Которому молятся мусульмане.
И если мусульмане верят, что нет других истинных богов, кроме Аллаха, то кому же тогда многие века поклоняются крипты?
А. Джерван, Е. Гусева
|