Газета «Наш Мир»
Хотя ученые, в основном, сходятся в том, что вечные льды в крайних северных широтах рано или поздно растают окончательно, конкретная дата этого печального события остается предметом дискуссий. По недавно обнародованным данным, Деду Морозу придется учиться плавать раньше, чем считалось до сих пор. Ученые считают: процесс уже не остановить.
По данным спутниковой съемки, количество «летнего» льда, сохраняющегося в окрестностях Северного полюса в теплые месяцы, последовательно снижается, начиная с 1979 г. Построенные на основе этой информации компьютерные модели позволяют сделать прогноз на будущее: летом 2030 г. впервые за тысячелетия Арктика растает полностью.
Однако результаты 2007 г. удивили даже заядлых пессимистов: площадь льдов летом сократилась намного больше, чем можно было ожидать. К прошлому сентябрю в Арктике сохранилось не более 4,28 млн кв. км льда, что на целых 23% ниже минимального рекорда, установленного годом ранее.
Между тем, группа американских ученых во главе с Марком Серрезе (Mark Serreze) показала, что ускорение таяния арктических льдов нарастает с такой быстротой, что уже пройдена «точка невозвращения»: остановить процесс не представляется возможным. К концу лета 2008 г. ученые с тревогой следили за тем, сохранится ли вообще какое-нибудь количество льда. На конец сентября площадь ледяной поверхности составила 4,67 млн кв. км. Оптимисты могли бы сказать, что Арктика преодолела самые апокалиптические прогнозы, понемногу восстанавливаясь. Но Серрезе и его коллеги так считать не склонны.
«Если вы взгляните на данные последних 5-ти лет, - говорит ученый, - вы сразу заметите, как нарастает таяние». В 2008-м его ускорение стало выше, чем в 2007-м, однако самые высокие «результаты» зафиксированы в 2002-м и 2005-м гг. Какой же механизм приводит к этому ускорению?
В течение лета яркий блестящий стаявший лед заменяется темной океанской водой, которая лучше поглощает тепло солнечных лучей. И когда приходит арктическая зима, нагретый океан отдает накопленное тепло, что препятствует полному восстановлению ледяного покрова. Изучив температурные данные у поверхности Северного (и пока еще) Ледовитого океана, Серрез обнаружил, как велик эффект этой теплоотдачи: зимняя температура над районами, где интенсивность таяния была особенно велика, в последние 4 года была на 5 градусов выше, чем в среднем за всю историю наблюдений.
Подобное ускорение, по словам Серреза, до сих пор откладывалось лет на 20 в будущее. «Компьютерное моделирование, - говорит он, - хорошо показывает происходящее, но на деле все это происходит намного быстрее». И эти изменения могут быть неисправимыми: все большее согревание полярных областей приводит ко все большему таянию, что, в свою очередь, еще ускоряет нагрев. А когда лед растает окончательно – последствия будут по-настоящему глобальными.
«Арктика – это регион, где остывает воздух со всего северного полушария, - поясняет Серрез, - из-за таяния местных льдов может полностью измениться вся картина океанских течений, которые во многом определяют климат полушария». Последствия этого уже ощущаются и в северной части Америки, и на севере Сибири.
По словам Кэйти Уолтер (Katey Walter), исследующей природу Аляски, уже наблюдается таяние слоев вечной мерзлоты, что приводит к выбросу в атмосферу метана. Этот процесс, кстати, еще больше нагревает Землю: метан создает весьма мощный парниковый эффект, в 21 раз сильнее, чем углекислый газ.
Между тем, климат Земли и вправду порядком «разболтался». По мнению некоторых ученых, на фоне глобального потепления Европе угрожает противоположная опасность – обледенеть.
|