Газета «Наш
Мир» В истории с переносом памятника 26 бакинским комиссарам,
как мне думается, есть самый важный вопрос, на который нужно ответить:
а что, собственно, этот памятник символизирует сейчас, в 2009 году? Ответить будет сложно.
Он символизирует, наверное, то, что когда-то была революция и эти 26
бакинских комиссаров были героями, которые за эту революцию полегли. Но не дай Бог начать в этой истории копаться.
Тут же выяснится, что среди похороненных были не только революционеры,
но и их охранники. Потом выясняется, что часть усопших была настоящими
живодерами, виновными в массовых репрессиях мирного населения. А потом вообще узнаешь, что герои позорно бежали из Баку, бросив ими же созданное большевистское правительство.
Я намеренно не уточняю фамилии комиссаров и кому что инкриминируется
фактами истории, потому что не хочу оскорблять их подозрениями. Более того, я готов выслушать длинную лекцию историков, что все факты против комиссаров – это ложь. И я с ними тоже соглашусь.
Но это только подтвердит для меня очевидное: памятник людям или
явлению, вокруг которого существует кровавый непроясненный след, в
центре города стоять не может. Там, к примеру, не может гореть
вечный огонь, туда дети не должны носить цветы, потому что история не
поставила окончательную точку в вопросе – этот огонь и цветы героям или
убийцам. Можно сказать – это для кого как, история дама неоднозначная. И тут соглашусь, потому что это еще одно подтверждение моей мысли: в центре города не может стоять памятник разобщению.
Вот почему памятник комиссарам должен переехать на мемориальное
кладбище, где к нему будут приходить те, кто видит в них святых, но не
видит на памятных камнях капли крови их жертв. Например,
коммунисты. Но именно им, профессиональным плакальщикам по всяческим
тиранам, я хочу напомнить слова их фаворита Сталина, которые он, по
воспоминаниям Шепилова сказал о комиссарах: «Бакинские комиссары не
заслуживают положительного отзыва. Их не нужно афишировать. Они бросили
власть, сдали её врагу без боя. Сели на пароход и уехали. Мы их щадим.
Мы их не критикуем. Почему? Они приняли мученическую смерть... И мы
щадим их память. Но они заслуживают суровой оценки… И когда пишется
история, нужно говорить правду. Одно дело чтить память. Мы это делаем.
Другое дело правдивая оценка исторического факта…». И я предлагаю прислушаться к этим словам, которые один кровавый маньяк дал другим. Они знали друг другу реальную цену. Матвей Ганапольский |