Газета «Наш Мир»
Складывается впечатление, что все, за что берется человечество, в итоге оборачивается против него самого. Возьмем, к примеру, попытки благоустроить Землю, получше приспособив ее для нашего существования. И что мы получили? Упражнения в этом «промышленном дизайне» привели к появлению таких уголков планеты, где никто, находясь в здравом уме, не пожелает жить.
Или вот еще такой пример: захотело человечество поумнеть. И вроде придумало для этой цели неплохую штуку. Какими только восторженными эпитетами не награждали персональные компьютеры несколько десятилетий назад, когда они начинали входить в обиход! Спору нет, хваленые «усилители интеллекта» действительно оказались весьма полезной вещью, особенно когда их догадались объединить во Всемирную паутину. Но сделало ли развитие информационных технологий человека умнее? Куда там — они скорее вот-вот сведут его с ума.
Автор бестселлера The Overflowing Brain («Переполняющийся мозг») шведский нейрофизиолог Торкель Клингберг утверждает, что человеческий мозг никогда не был рассчитан на работу с таким количеством информации, с которым ему приходится иметь дело сейчас. В результате у современного Homo sapiens больше проблем с памятью и концентрацией, чем у его предков, не вкусивших плодов прогресса. И чем больше разнообразной информации потребляет человечество, тем сильнее падает его способность извлекать из нее хоть какую-то пользу.
Не так давно журнал Nature опубликовал любопытную статью, написанную коллективом известных авторов, среди которых, например, психолог и популяризатор науки Майкл Гаццанига. Корифеи предлагают неожиданный рецепт преодоления наметившегося «мозгового барьера» — пересмотреть отношение к стимулирующим нервную деятельность препаратам. А именно создавать подобные лекарства не для лечения каких-то отклонений, а для самого что ни на есть общего употребления на благо всего человечества. Мысль, конечно, спорная. Но нужно признать, что из всех околонаучных планов улучшения мозга этот — самый осуществимый. До таких технологий будущего, как вживляемые в мозг биочипы или сложные манипуляции с генами, человечеству — как до Луны. А препараты, худо-бедно улучшающие работу памяти и способность к концентрации, уже есть. Что мешает их как следует доработать? Если такая пилюля окажется не вреднее чашки крепкого кофе, стоит ли отказываться от многократного улучшения работоспособности и способности к обучению?
Проблема заключается как раз в том, что отказаться от такого замечательного средства будет очень непросто. Мало ли по каким убеждениям нам может быть несимпатична очередная техническая новинка? Не нравится — не используем. А вот не умнеть по рецепту Гаццаниги может оказаться затруднительным. Нет, можно, конечно, такие пилюли не пить. Но как тогда тягаться с менее разборчивыми конкурентами? Технология получается практически обязательная к применению. То-то радости фармацевтическим компаниям!
Антон Степнов
|