Газета «Наш Мир»
Омраченные финансовым кризисом конец ушедшего и начало нынешнего года ознаменовались трагическими событиями, прямо или косвенно связанными с радикальными религиозными идеями.
Корреспондент сайта "Мир религий" обратился к российским представителям всех мировых религий с просьбой высказать свой взгляд на нынешнее состояние в духовной сфере.
Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин: властям нужно быть готовым к тому, чтобы дать дорогу политикам нового поколения с новыми идеями и установками
Насилие - это всегда плохо, но нужно подумать и о тех причинах, которые вызывают недовольство людей. Если даже верующие люди, которые настроены мирно, берутся за оружие, значит, в нашем мире что-то нужно поменять. Если возникают конфликты, то всем их сторонам, в том числе властям тех стран, где они возникли, нужно быть готовыми к диалогу без всяких предварительных условий, быть готовыми к тому, чтобы во многом пересмотреть свои собственные подходы к построению общества и государства. Быть готовыми к тому, чтобы дать дорогу политикам нового поколения с новыми идеями и установками.
Что касается тех симпатий, которые сегодня многие россияне испытывает к Сталину, то причина этого заключается в том, что люди хотят видеть страну более великой, более могущественной, что естественно для любого человека. Но при этом нужно понимать, что, не отказавшись от тоталитарного строя и государственного безбожия, Сталин сам заложил в казавшееся стройным и мощным здание советского государства мину замедленного действия. В том, что Советский Союз развалился как карточный домик, есть и вина Сталина, попытавшегося строить здание огромного государства на песке, на зыбком фундаменте безбожной идеологии. Более того, Сталин самолично заложил в это здание множество бомб, по-волюнтаристски прочертив границы между регионами, в том числе и теми, которые характеризуются сильными национальными чувствами. Так что вина Сталина заключается не только в распаде Советского Союза, но и в дезинтеграции пространства исторической России, на месте которой этот Союз возник.
Председатель Совета Союза Евангельских Христиан-Баптистов Юрий Сипко: нам нужно иметь площадку для свободного диалога, чтобы было поменьше острых реакций и не было жажды мщения
На мой взгляд, кризис - это нормальное состояние. Оно бывает иногда очень громким и шумным, но сама эта жизнь является кризисом. И упомянутые вами события, как и многие другие - взрыв в православном храме, например, или преследования христиан в одной индийской провинции - тоже можно расценить как кризис религиозный. Иногда у нас подобные события вызывают недоумение и возмущение, мы не понимаем, как такое в принципе могло случиться, чтобы без объявления войны террористы напали на мирный Мумбаи, чтобы в храмах вывешивали иконы с изображением Сталина. Но нужно быть честными и признаться, что это нормальные рядовые явления, на которые пресса иногда обращает внимание, а иногда они замалчиваются. Так что сегодня нельзя говорить о каком-то особом, глобальном кризисе.
С другой стороны, я, как верующий человек, понимаю, что история цивилизации ведет нас к тому дню, когда Антихрист откроется, чтобы предложить свои услуги по наведению порядка. Ясно, что такие услуги будут востребованы в обществе, в котором потеряны ориентиры, в котором царствует бесхозяйственность, паника, хаос, царствует криминал. Тем не менее, я считаю, что все это процесс взросления наций, взросления цивилизаций. Наступил момент осмысления процессов глобализации и поисков ответов на возникающие вопросы, и это нормальная задача для общества. Нам нужно понять, что все мы живем в одной большой деревне, все связаны одним Интернетом и все мы можем стать участниками или пострадавшими от тех или иных процессов. Мы все можем оказаться среди тех, кто поклоняется сталинским иконам, поэтому нужно очень бдительно относиться к тому, что происходит в современном мире.
Нам часто не хватает трезвого, аналитического подхода, наша реакция бывает неадекватной, мы не можем относиться к тому, что происходит, с достоинством и быстро реагировать. Нужно видеть все те опасности, которые приходят, в том числе, и на нашу землю. Нам нужно иметь площадку для свободного диалога, для обмена мнениями, чтобы было поменьше острых реакций и не было жажды мщения, чтобы не спешили ставить клеймо на людях. Вместо того чтобы осуждать других, мы должны быть чуткими и внимательными к человеческому горю и слезам. Как человек верующий, я призываю христиан молиться обо всем этом, мы сегодня имеем дело с предзнаменованиями грядущего времени великих страданий, великой скорби. С другой стороны, это предзнаменование окончания истории Церкви и прихода Христа.
Зав. отделом науки Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин: задача верующего человека заключается в том, чтобы при помощи наставников держаться за истинные предписания религиозного вероучения
Я думаю, что речь сегодня должна идти о кризисе понимания религии. Религия - это нечто вечное, данное нам свыше, и сомневаться в этом не приходится, потому что в религии отображены истины, провозглашенные тысячелетия назад. Если говорить об исламе, то проповедь пророка Мухаммеда началась, когда ему было сорок лет, то есть в 610 году. За это время принесенные им истины проверялись многими поколениями, и их божественность не вызывает сомнений. Библейские заповеди "не убий", "не прелюбодействуй", "не лжесвидетельствуй" и т.д. известны и в нашем кораническом учении.
Поэтому, возвращаясь к уже сказанному, нужно говорить не о кризисе самой религии, а о кризисе понимания религиозных истин. В каждой из монотеистических религий происходит брожение умов. Каждое из традиционных вероучений испытывает как внешнее давление со стороны либерального мира, так и внутреннее давление со стороны все новых и новых интерпретаторов изначальных религиозных принципов. Все это, естественно, рождает смятение в умах. И задача верующего человека заключается в том, чтобы при помощи наставников держаться за истинные предписания религиозного вероучения. Если говорить об исламе, то он не является религией татар или арабов, чеченцев или жителей Юго-Восточной Азии. Ислам - религия универсальных ценностей. И высшая ценность гласит о том, что ничего более святого, чем человеческая жизнь, не существует. Всевышний дает человеку жизнь, Всевышний ее в назначенный срок и отнимает. А все те явления, о которых вы говорили, являются воплощением греховной природы человека. И человек может эту греховность всевозможными способами искоренять, либо он будет отдаваться во власть стихии зла.
Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввин Зиновий Коган: религия - это не просто молитвы и красивые слова, это еще и поступки, это образ жизни
Говоря о тех кризисных явлениях, о которых вы напомнили, мне не хотелось бы давать оценки самим религиям, будь то ислам, иудаизм или православие. Каждая религия или конфессия является плотью от плоти своих прихожан. Религия - это не просто молитвы и красивые слова, это еще и поступки, это образ жизни. Так что мы все ответственны и за события в Мумбаи, и за того еврейского экстремиста, который застрелил в пещере молящихся мусульман. Религиозные лидеры ответственны и за те события, которые год назад происходили в Пензе, где в ожидании конца света окопалась группа православных. Каждый должен быть сторожем брату своему, в том смысле, что нужно оберегать своих ближних от дурных поступков.
Нет смысла делить людей на религиозных и нерелигиозных, каждый напрямую связан с Господом, и каждый может говорить смело то, что он считает нужным и необходимым. Нужно помнить, что образ жизни у нас один - человеческий, Божий, то, что нас отличает друг от друга, второстепенно. Наш храм - это вся земля, и мы все здесь равны перед Господом.
Зав.кафедрой всеобщей истории Российского университета Дружбы народов, член совета Московской общины буддистов Баатр Китинов: в отдельных регионах мира создаются квазирелигии, которые выдают себя за истинные религии
Очевидно, что кризис сегодня коснулся всех религиозных систем, что было предсказано как буддистскими, так и, например, христианскими авторами. Так что ничего неожиданного в нынешнем состоянии различных религиозных традиций нет. Но одно дело предсказывать какие-то события, а другое - становиться их участником.
Известно, что буддизм достаточно миролюбивая религия, теракты, общественные бунты редко связаны с буддизмом, и те массовые протесты, которые происходили недавно в Таиланде, скорее исключение, нежели правило. Между тем, сам Будда, будучи по происхождению кшатрием, был воином до мозга костей. Тем не менее, он сумел понять, что насилие, убийство - это не тот путь, который сделает человека счастливым, что попытки решить проблемы при помощи грубой силы - это крайность. Такой же крайностью является и аскетизм.
Подтверждением того, что буддизм не очень болезненно реагирует на различные трансформации общества, являются те же события в Таиланде, где преобладает буддистское население. Случись подобное в других частях Азии или на Западе, то кризис мог бы принять более ожесточенное формы. В данном же случае мы видим, что оппозиция пыталась донести свои идеи достаточно миролюбиво, демонстранты выступали не против короля, олицетворяющего буддистский Таиланд, не против устоев общества, а против экономической политики государства. Так что хотим мы этого или нет, но экономические, социальные факторы влияют на поведение людей вне зависимости от их религиозного вероисповедания.
Что касается терактов в Мумбаи - а я знаю Индию, я там бывал не раз, я там учился, - то они направлены на то, чтобы нанести ущерб стабильному развитию Индии и ее отношениям с другими государствами. И Индии сегодня нужно принять решение, как реагировать на подобные ситуации. Я думаю, что ее ответом должна быть ахимса, или ненасилие, - принцип, который некогда лежал в основе поведения жителей этой страны как внутри государства, так и во внешних отношениях.
Когда мы говором о кризисе религий, то нужно учитывать, что в последнее время появились квазирегии, квазиидеологии, которые хотят создать не просто свою квазикультуру, но целую квазицивилизацию. Поэтому нет смысла, к примеру, обвинять в случившемся в Мумбаи ислам как религию. Речь идет о том, что в отдельных регионах мира создаются квазирелигии, которые выдают себя за истинные религии. И нам нужно изучать этот феномен, чтобы различать подлинные религии от их имитации.
|