Газета «Наш
Мир» Атеисты и агностики на Капитолийском холме почти не представлены:
лишь Пит Старк, конгрессмен от штата Калифорния, никак не определил
свою религиозную принадлежность. По сравнению с 1961 годом уменьшается
число протестантов, зато растет количество католиков, иудеев, мормонов
буддистов и мусульман. В свое время в предвыборной гонке за Белый
дом Джон Кеннеди старался заверить скептиков-американцев в том, что он
не" католик-кандидат в президенты", а скорее "кандидат в президенты,
который также счастлив быть католиком". В 1961 году, когда он стал
президентом, католики составляли лишь 18,8% от всего числа
конгрессменов США. Во вторник, когда на заседание собрался 111-ый
состав американского конгресса, по данным последнего исследования,
проведенного "Congressional Quartly" и "Pew Forum on Religious&
Public Life", около 30% его состава оказались католиками. Это наглядно
иллюстрирует рост религиозного разнообразия как на Капитолийском холме,
так и в американском обществе. "Сейчас мы можем наблюдать больший
уровень принятия тех религиозных групп, отношение к которым в прошлом
было осложнено различными предрассудками", - считает Дэвид Маски,
старший научный сотрудник "Pew Forum" и соавтор исследования. Католики,
представляющие собой менее, чем 24% населения США, по сравнению с 1961
годом, добилась больше всего мест в конгрессе, если сравнить с
законодателями, аффилированными с иными религиозными группами. Иудеи и
мормоны, представляющие по 1,7% американского населения каждая, имеют,
соответственно, 8,4% и 2,6% мест в конгрессе. Когда Кеннеди был
избран президентом, большинство членов конгресса - 74,1% - составляли
протестанты. Сейчас их количество уменьшилось, хотя представители этой
религиозной традиции по-прежнему в большинстве - 54,7%, что даже
несколько выше, чем их доля среди населения страны - 51,3%. Со
времен, когда заседал 87-й состав конгресса США (1961 год),
численность многих ведущих протестантских деноминаций сократилась. Так,
сегодня методисты составляют 10,7% населения (18,2% в 1961 году),
пресвитериане - 8,1% ( в 1961 году - 13,7%), а число последователей
епископальной церкви упало за это время с 12,4% до 7,1%. Но, по
сравнению с долей этих деноминаций в количестве населения, они
представлены среди законодателей по-прежнему даже с некоторым излишком. А
вот другие направления протестантизма, можно сказать, даже
"недопредставлены". Баптисты, составляющие около 17,2% американцев,
имеют всего лишь 12,4% мест в сенате и палате представителей.
Пятидесятники, чья доля среди населения составляет 4,4%, представлены
0,4% законодателей. Почти не представлены мусульмане и буддисты.
По два последователя каждого из этих исповеданий было избрано еще в
110-й состав конгресса, и они продолжают свои полномочия в нынешнем. При
том, что в целом новый состав конгресса фиксирует религиозную структуру
всего американского общества, в целом законодатели более активно
декларируют свою религиозную принадлежность, чем американские граждане
вообще. Только 1% нового состава конгресса отказались указать
свое отношение к религии для проводимого исследования. Причем вопрос
был сформулирован так, что было непонятно, является ли респондент
атеистом, агностиком, либо просто решил не указывать свое исповедание.
Дэвид Маски указал, что в будущем исследователи намерены более четко
формулировать вопросы и более детально разделять различные направления
христианства. Все исследования в течение многих лет наглядно
демонстрируют, что американцы - это верующий народ. Согласно
проведенному "Pew Forum" прошлым летом исследованию, 92% американцев
утверждают, что верят в Бога, либо в некий "универсальный дух".
Неудивительно, по мнению Дэвида Маски, что большинство американцев
стремятся избрать именно верующих политиков. "Я думаю, что
сегодня наличие у политика определенной религиозной аффилированности
является для него стимулирующим фактором, - считает Дэвид Маски. -
Американцы желают иметь своими представителями во власти людей, в
определенной степени отражающих их собственные религиозные взгляды". Однако
подобная "религиозная аффилированность" не всегда коррелирует с
реальным вероисповеданием, считает Вуди Каплан, председатель
консультативного совета "Secular Coalition for America". Член
палаты представителей от округа Фремонт в Калифорнии идентифицировал
себя как унитарианин, однако публично в 2007 году признал, что не верит
в сверхъестественное бытие, став первым членом конгресса, сделавшим
такой шаг. Организации атеистов считают, что Старк стал первым
американским политиком столь высокого уровня, официально заявившим, что
не верит в Бога. Сам Старк в одном интервью, после того, как он сделал
это заявление, сообщил, что за неделю получил более 5000 электронных
писем со всего мира и почти во всех их выражается восхищение "смелым
шагом конгрессмена". Такая реакция несколько поразила политика. Старк
говорит, что он не собирался делать никаких деклараций, а всего лишь
ответил на вопрос исследования, проводимого одной из секуляристских
ассоциаций. 77-летний Старк заявил, что считал себя, скорее,
агностиком уже к окончанию колледжа в 1953 году и его религиозные
взгляды играли очень маленькую роль в первой кампании будущего
конгрессмена в 1972 году. Его 13-й избирательный округ охватывает ряд
городов на американском побережье Калифорнийского залива Аламеда,
Юнион-Сити и Хэйуорд. "В моем округе,- говорит конгрессмен, - никого не
интересует, что я делаю по воскресеньям". Осенью 2006 года
секуляристская ассоциация распространила среди общественности тест,
предлагающий определить среди публичных политиков высокого уровня
"не-теистов". Было названо около 60 имен членов конгресса. Тогда
"Coaltion for Secular America" разослала всем названным конгрессменам
опросник, и в своих ответах 22 из них подтвердили, что в Бога не верят.
Однако все они, кроме Старка, не решились раскрыть анонимность. "Признание собственного безбожия опасно для политической карьеры", - комментирует Вуди Каплан. В
свою очередь, опрос, проведенный институтом Гэллапа совместно с
журналом "USA Today" в начале 2007 года, продемонстрировал, что
атеистические взгляды могут оказаться серьезной помехой для кандидата в
президенты. Только 45% готовы голосовать за неверующего кандидата в
президенты, в то время как кандидату-гею готовы отдать свои голоса 55%
опрошенных, женщине - 88% и 95% - католику. В глазах многих
американцев, полагает Дэвид Маски, такое понятие, как моральность,
прямо связано с верой в Бога и религией. "Атеизм представляет собой
реально отход от того общего знаменателя, на который большинство людей
ориентируется и который является общепринятым", - говорит Дэвид Маски. А
секулярист Вуди Каплан считает, что чем больше атеистов, гуманистов,
свободомыслящих и неверующих людей будет выдвигаться в публичной сфере,
тем скорее негативное клеймо в отношении к ним со стороны общественного
мнения, очевидно сейчас существующее, сойдет на нет. В качестве примера
он указывает на конгрессмена Старка, в ноябре избранного на свой
19-срок 76,5% голосов избирателей. Джоан Лин |