Газета «Наш Мир»
Хотя в Библии о пророке Исе /Иисусе/ и утверждается, что он происходит из «дома Давидова», многих христиан, судя по всему, это не совсем устраивает. Точнее, их никак не устраивает то, что он был евреем. С некоторых пор стали доказывать, что он – арийского происхождения. В США полно подобных публикаций, вышедших, главным образом, в протестантских издательствах. Одна из них так и называется «Иисус был арийцем». Не так давно ее сочли необходимым выпустить и в Москве…
Не совсем понятно, почему у верующих или, по крайней мере, тех, кто называет себя верующими, возник такой странный интерес к национальности того, кого они вроде бы признают Богом? Разве вообще, у Бога может быть какая-то национальность?! Таким образом, те, кто копается в составе крови Иисуса, сознательно или бессознательно, демонстрируют, что в глубине души считают его пророком. Таким же, каким были Адам, Ной, Моисей и, наконец, «печать пророков» - Мухаммад.
Совсем недавно в России, с подачи исследователя из Эрмитажа профессора Б. В. Сапунова стали говорить, что Иисус был… греком /не удивлюсь, что если эти, с позволения сказать, исследования будут продолжаться, то скоро Иисуса объявят русским!/. Как бы там ни было, в последнем номере выходящего в Москве журнала «Эллада» /зима 2008/09/, помещена статья об исследованиях и выводах, сделанных российским ученым. Приводим ее с незначительными сокращениями.
В результате этого исследования, помимо массы другого ценного материала, был составлен словесный портрет Иисуса Христа, который был отправлен криминалистам без всякого намека на то, о каком персонаже идет речь. Вот основные детали этого описания: рост свыше 185 см., узкие плечи, лицо сужающееся книзу, гладкое, с легким румянцем. Нос тонкий и прямой. Брови черные, скорее прямые. Волосы – цвета созревшего лесного ореха, кудрявые, борода цвета пшеницы. Глаза очень чистые, медового оттенка, светлые, быстро меняющие выражение. Как известно, прямой нос, глубоко посаженные глаза и волосы, скорее прямые, чем вьющиеся, характерны именно для греческого типа, но никак не для иудейского с горбинкой на носу, глазами навыкате и курчавыми волосами.
Получившийся фоторобот несколько отличается от традиционной иконографии Христа, хотя и очень напоминает Туринскую плащаницу, что немаловажно – ведь это наиболее древнее и нерукотворное изображение Спасителя, чудотворным образом отпечатавшееся на саване, в который было завернуто снятое с Креста тело. Но самое главное, что черты лица, смотрящего на нас с фоторобота, с гораздо большей вероятностью можно отнести к греческому типу, чем к иудейскому или вообще семитскому. Антропологи, ознакомившись с описаниями, также пришли к выводу, что Иисус принадлежал к греко-сирийскому типу, распространенному тогда в Восточном Средиземноморье.
Поведение Христа также вполне укладывается в такую модель: ведь в глазах иудеев Он посягнул на важнейшую ветхозаветную заповедь – постулат об избранности иудейского народа. Все четыре евангелиста неоднократно отмечали, что для Иисуса ортодоксальные иудеи Иерусалима, судья Синедриона, служители Храма были чужие. Как и Он для них. В национальной принадлежности Иисуса кроется одна из причин устойчивой ненависти к нему со стороны ортодоксальных иудеев Иерусалима и их религиозных и светских лидеров. Кстати, сами они считали его самарянином, а не иудеем /Иоанн 8.48/. Трудность здесь заключается в том, что христиане и иудеи /евреи/ по-разному воспринимали религиозный и этнический состав Палестины. В массовом сознании христиан Нового времени Палестина – это страна, где во времена Христа жили иудеи, а раз так, то и Христос был иудей.
Однако гебраисты утверждают, что это не так, потому что к началу первого века н. э. Палестина распалась на три независимых региона, различных по этническим и конфессиональным признакам.
В центре Палестины, вокруг Иерусалима, находилась Иудея, населенная этнически однородными иудеями, строго приверженными Закону Моисея. К северу была расположена Галилея, область со смешанным населением, где кроме иудеев во времена Христа проживало множество иностранцев – финикиян, сирийцев, арабов и греков. Для иудеев Галилея была как бы «ближним зарубежьем» - вроде свои, а вроде бы и нет, а если и свои, то второго сорта. Именно в этом районе Палестины проповедовал Иисус Христос и именно оттуда вышли его сторонники и ученики. Кстати, современные теологи утверждают, что из двенадцати апостолов иудеем был только один – Иуда Искариот, хранитель кассы апостолов. К северо-западу от Иудеи, ближе к берегам Средиземного моря, лежала Самария, население которой образовывало особую этническую группу и религиозную секту, полностью отошедшую от иудаизма. Там жило много народностей, даже потомки вавилонян, а вот евреев, согласно современным гебраистам, там было не более 15%. Для иудеев самаряне были чужими, с которыми у них была постоянная вражда. С ними даже были запрещены смешанные браки и иные контракты. То была область «гоев», «дальнее зарубежье».
Богоматерь /просим прощения у мусульман, но так христиане называют Мариам. – Ред./ родилась в Галилее и формально должна была принадлежать Закону Моисееву. Однако есть мнение, что Мария или вернее Мариам, принадлежала к сирийскому типу и отличалась женственностью и красотой. Гораздо сложнее обстоит дело с отцом, потому что Борис Викторович /Сапунов/ не разделяет веру в непорочное зачатие Спасителя, считая, что у Иисуса Христа, также как и родоначальников других религий, был свой земной отец. На эту роль исследователь предлагает греческого воина Пандеру или Пантеру, отличившегося на службе в римских легионах, ссылаясь на римского ученого Цельса и на Талмуд, называющий Иисуса «Иешуа бен Пандера». Причем Пандера – это даже и не имя, потому что имени-то такого у греков нет, а скорее прозвище, встречающееся в памятниках греческой эпиграфики. Во всяком случае, существуют апокрифы, свидетельствующие о том, что когда Иосиф взял в жены Марию, она уже была беременна…
Ну и еще одно обстоятельство, которое позволяет, которое позволяет легче поверить в греческое происхождение Спасителя. Всему христианскому миру Он известен под Своим греческим именем – Христос, что означает «помазанник». Так первоначально его называли те, кто разглядел в нем Мессию – Спасителя, пришедшего искупить грехи мира.
Несмотря на то, что некоторые моменты теории Б. В. Сапунова идут вразрез с учением Церкви, ее священноначалие не в обиде на него – ведь он не ставит под сомнение канву евангельских событий и утверждает их историзм. Монографию Сапунова «Земная жизнь Иисуса Христа» благословила Русская православная церковь и даже выделила средства на ее издание, да и Ватикан также благожелательно отнесся к изысканиям петербургского ученого…
|