Газета «Наш Мир»
Каким запомнит арабский мир Барака Хусейна Обаму, чернокожего афроамериканца с хорошим пониманием мусульманского менталитета, выросшего в христианской среде, имеющего демократические взгляды и порой диаметрально противоположный, отличный от прошлой администрации взгляд на реформы в рамках «Большого Ближнего Востока»? — рассуждает ведущий эксперт Института стратегического анализа и прогноза Киргизско-Российского славянского университета Аман Салиев, Бишкек, Киргизия.
— Большинство арабских государств направило в США свои съемочные группы, чтобы запечатлеть не имеющий прецедентов исторический момент - победу темнокожего кандидата на президентских выборах, сообщает 1-й канал израильского телевидения. Интервью, взятые журналистами в среде американцев арабского происхождения, сводятся к тому, что «победа Обамы усилит влиятельность арабов во всем мире». Именно так полагают большинство арабов – эмигрантов, живущих в США.
Больше всех победе Барака Обамы рады проживающие в США палестинцы. В беседах с журналистами они в один голос утверждают, что с приходом Обамы в Белый дом политика США по отношению к Израилю изменится - в лучшую для арабов сторону.
В самих США практически все арабское население поддержало Обаму. 46% американских арабов назвали себя сторонниками Демократической партии, и всего 20% заявили, что поддерживают Республиканскую партию.
Многие аналитики гадают, каким образом президентство Обамы отразится на внешней политике Вашингтона в арабском мире. Особенно этот вопрос актуален в рамках ныне действующего большого проекта Америки по реформированию арабского мира - «Большой Ближний Восток». Одним из первых шагов нового президента стала подготовка новой программы, в соответствии с которой узники тюрьмы для военнопленных на базе Гуантанамо на Кубе будут перемещены в США, а их дела будут рассматриваться обычными судами, сообщили американские СМИ со ссылкой на источники. Таким образом, надобность в печально известной тюрьме Гуантанамо отпадет, однако может появиться необходимость в создании новой судебной системы - специально для подозреваемых в терроризме пленников из разных стран.
Еще во время предвыборной кампании Обама заявлял, что Гуантанамо является «печальной главой американской истории» и, что в США существует система, которая могла бы взять на себя ответственность за пленников.
В соответствии с новым планом, некоторые из узников Гуантанамо будут отпущены на свободу, другие же попадут в обычные американские суды. Советники Обамы позаботились и о самых «важных» пленниках Гуантанамо - тех, чьи дела содержат секретную информацию - для таких пленников может быть создана специальная система судов.
Этот шаг ряд аналитиков охарактеризовал как весьма успешный в свете разности взглядов арабского мира и США на проблему борьбы с террором. Во время президентства Буша наличие тюрьмы в Гуантанамо серьезно подорвало авторитет США среди рядовых мусульман в арабских странах. Именно закрытое, а порой неаргументированное удерживание заключенных в Гуантанамо становилось одной из причин пиара в арабских СМИ, направленного на дискредитацию политики США в мусульманских странах.
Отношение арабов, прежде всего мусульман, к победе Обамы на выборах можно в целом охарактеризовать как выжидательная позиция.
Руководство арабских стран по-разному отреагировало на результаты президентских выборов в США.
Сирийцы настроены оптимистично и верят, что новый глава Белого Дома будет способствовать миру в регионе. Дамаск надеется также, что Барак Обама сможет вести конструктивный диалог как на политическом, так и на экономическом уровне.
«При Обаме, скорее всего, установится атмосфера диалога, а не доминирования, хотя в целом внешнеполитическкая стратегия США останется без изменений», – считает бывший сирийский министр информации Махди Дакхалах.
В свою очередь, глава Лиги арабских государств Амр Мусса выразил надежду, что новый президент будет «честным посредником» в урегулировании конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, в отличие от предыдущей администрации: «Движущей силой избирателей, проголосовавших за Обаму, были перемены, желание перемен. Мы все нуждаемся в этом: в переменах во внешней политике, переменах в том, как осуществлялась эта политика на Ближнем Востоке», – заявил он во время визита в Брюссель.
На оттепель в отношениях Вашингтона и Тегерана надеются и граждане Ирана. Они хотели бы, чтобы политика санкций уступила место более гибкому подходу.
Ирак, в свою очередь, ведет переговоры по соглашению о статусе американских войск.
В ходе предвыборной гонки против нынешнего президента США на Западе имела место масштабная рассылка по электронной почте, которая выставляла демократического кандидата «продуктом радикальной ветви Ислама, создавшая мусульманских террористов, ведущих джихад против развитого мира». Однако это не имело столь широкого резонанса. Несмотря на войну с терроризмом, развернутую США и сильнейшей антиисламской пиар-компанией во всем мире, общий фон поддержки Обамы, пусть даже как мусульманина, как в самих США, так и в целом в западных странах, ничуть не потускнел. Зададимся вопросом - почему?
Думается, что все дело в той сложной ситуации, в которой оказалась администрация прошлого президента. При республиканцах Америке удалось изменить общую ситуацию на территории, простирающейся от Пакистана до Марокко, ввергнув в хаос ряд государств «Большого Ближнего Востока» - площади, территориально не имеющей четких границ для США и простирающейся, по мнению экспертов, от Пакистана до Северной Африки. Нефтяные ресурсы, геостратегические интересы Америки, политика Израиля на Ближнем Востоке сделали этот регион главным полем битвы США с теми, кто не был согласен с их глобальными интересами. Ввязавшись в целую череду конфликтов, Америка и ее союзники из НАТО создали условия, при которых гибло гражданское население. Эксперты отмечают, что в Ираке погибло столько людей, сколько не было уничтожено в геноциде в Руанде.
В результате атак в Афганистане повстанцы нанесли американцам и натовцам существенный урон в живой силе. Вялотекущая гражданская война охватила Ливан. Гуманитарная катастрофа парализовала Палестину, постоянные репрессии со стороны Израиля на палестинских территориях, противостояние военизированных сил Фатх и Хамас практически разрушили национальное палестинские движение. Поддержав вторжение Эфиопии в Сомали, США назвали эту страну «новым фронтом в борьбе с террором».
Дополняет список «реформированного Большого Ближнего Востока» напряженная ситуация в Пакистане и возможность конфронтации между Сирией и Израилем.
Все вышеперечисленные конфликты вызвали в государствах «Большого Ближнего Востока» рост числа беженцев, вынужденных переселенцев, незаконную торговлю оружием, рост контрабанды, торговлю наркотиками. Нестабильность и постоянное военное противостояние в значительной степени ослабили государства региона. Эмбарго Ирака, которое длилось 13 лет по инициативе США, подорвало экономику страны. В результате уже внутригражданского и межрелигиозного противостояния в этой стране, повысилась роль радикальных религиозных групп. Такие страны региона, как Саудовская Аравия, Иран, Турция и Сирия прямо или косвенно включились во внутреннее противостояние в Ираке, преследуя при этом собственные геополитические интересы. Территория одного государства, такая, как Иракский Курдистан, стала практически автономной и обеспечивает исключительно сепаратистские интересы курдов Турции.
По мнению аналитиков, США исчерпали лимит доверия в арабо-мусульманском мире. Америка серьезно испортила отношения даже со своими геостратегическими союзниками. Как полагают некоторые политологи, для США сейчас, во время общего падения авторитета США в мире, Обама - это некое послание всему миру, что Америка, поняв свои ошибки, избавившись от грехов, опять становится символом свободы. Она - вновь мечта, вновь от нее дует ветер перемен и романтики. Америке и миру нужны новые имена и лица, молодые, сочные политики-романтики. Нужен прорыв, новые идеи, новый язык. Социальный запрос на это демонстрирует феномен Обамы, который из незаметного сенатора стал за считанные месяцы всемирно известным политиком.
Обама, по ожиданию политтехнологов из Вашингтона, должен вернуть США образ страны-сказки, нового мира, где сбываются мечты человека, верящего, что своим трудом и талантом, а не происхождением и статусом, можно добиться высот социальной лестницы. Страны, по словам Збигнева Бжезинского, призванной быть единственной и последней глобальной сверхдержавой, которая использует свой статус не в целях удовлетворения имперских амбиций, а для того, чтобы передать бразды планетарной власти созревающему для того «международному сообществу».
В отношении разрешения арабо-израильского конфликта от Обамы арабы ожидают существенных изменений ситуации в пользу реализации прав палестинцев на создание собственного государства. Как полагает ряд аналитиков, в ближневосточном конфликте Обама может пойти на серьезные шаги в отношении Израиля.
С другой стороны известно, что во время президентских выборов в США активно поддерживали кандидатуру Обамы еврейские организации. Весьма примечательна во время его предвыборной гонки стала поездка Обамы в Израиль - в рамках его недельного турне по горячим точкам Ближнего Востока.
Одной из целей визита в эту страну, вполне очевидной, было заручиться поддержкой американской еврейской общины. Американские евреи в большинстве по традиции всегда поддерживали именно Демократическую парию и ни для кого не секрет, что именно они являются весьма влиятельной силой в вопросе формирования правящей элиты в США.
Сразу по прибытии в Израиль 23 июля 2008 г., Обама заявил, что если он станет президентом, то сохранит тесные отношения между Иерусалимом и Вашингтоном, а безопасность Израиля станет самым приоритетным вопросом.
«Я приехал сюда, чтобы подтвердить незыблемость особых отношений между Израилем и Соединенными Штатами, приверженность обеспечению безопасности Израиля и выразить надежду, что я буду вашим партнером в любом качестве — как сенатором, так и президентом США», — сказал Обама на встрече с президентом Израиля Шимоном Пересом. Обама пообещал немедленно добиваться прорыва на переговорах между Израилем и ПА, как только станет президентом.
Претендент встретился с министром иностранных дел Ципи Ливни, министром обороны Эхудом Бараком и лидером оппозиции Биньямином Нетанияху. После встречи с Обамой, Биньямин Нетанияху сказал, что Обама обещал не ставить под угрозу безопасность Израиля, и что они «согласились, что необходимо приложить все усилия, чтобы не позволить Ирану стать ядерной державой». В больших интервью, данных двум ведущим израильским газетам «Гаарец» и «Джерусалем Пост» (последняя — англоязычная и широко распространяется в Америке, что для Обамы особенно важно) кандидат обозначил свое видение проблем Ближнего Востока.
Он заявил, что, с одной стороны, - обещает защитить Израиль от иранской ядерной угрозы, а с другой, - что требует разделить освобожденные Израилем в ходе шестидневной Войны территории, т.е. западную часть библейской Эрец Исраэль на «два государства для двух народов». Обама готов вести переговоры с Ираном. В своем выступлении во время визита в Израиль Обама сказал: «Ошибкой нынешней администрации было использование жесткой риторики, не подкрепленной никакими мерами кнута и пряника, которые могли бы повлиять на режим в Тегеране. Но, как я уже говорил, я не снимаю никакие опции, включая военную».
В ходе визита Обама отметил, что только израильтяне сами должны принимать решения о защите своей страны, но серьезные последствия «ничегонеделанья» или нанесения военного удара по Ирану таковы, что мы должны до конца использовать все опции, чтобы избежать последней».
Отвечая на вопрос, имеет ли Израиль право на сохранение своего присутствия в Иудее, Самарии и Иорданской долине по оборонным, религиозным, историческим и другим соображениям, Обама твердо ответил, что Израиль должен придерживаться предыдущих соглашений и обязательств, и агрессивное строительство в поселениях будет нарушением, если не буквы, так духа предыдущих соглашений. По словам Обамы, необходимо принимать во внимание оборонные нужды Израиля и учитывать их при ведении переговоров. Я думаю – сказал Обама, - что стороны уже говорили, что строительство в поселениях вовсе не способствует укреплению обороноспособности.
«Обама приехал сюда, чтобы решить проблемы Израиля? Это часть его предвыборной кампании. Все, что он говорит, предназначено не для израильских ушей, а для еврейских избирателей в США», - сказал высокопоставленный сотрудник министерства обороны сразу после отъезда Барака Хусейна Обамы из Сдерота.
Обама не подвергает критике Израиль, поддерживает отказ Тель–Авива рассмотреть предоставление Палестине суверенитета в какой–либо части Восточного Иерусалима. Вместе с тем, эта позиция может исключить любую возможность заключения мира с палестинцами.
Подготовка к его визиту была демонстративно гораздо более серьезной, чем к визиту его республиканского соперника, сенатора Джона Маккейна, несколько месяцев тому назад. В Израиле сопернику Маккейна был оказан прием, которого обычно удостаиваются лидеры великих держав. Вся правящая элита страны демонстративно почла за честь встретиться с Бараком Хусейном Обамой.
По мнению большинства экспертов, именно от того, каким образом будут решатся вопросы по таким ключевым проблемам как арабо-израильский конфликт, вывод войск из Ирака и Афганистана, ядерная программа Ирана, будет зависеть успех Вашингтона во внешней политике по отношению к арабо-мусульманскому миру. Как полагают эксперты во внешней политике, новый президент Америки должен начать применять ко всем странам Ближнего Востока — включая Израиль — единый стандарт.
Весьма сложен вопрос популяризации имиджа нового президента США в среде молодежи в мусульманских странах. Ведь это не однородная масса, а весьма разнообразная. Каждый регион, каждая страна имеет собственную специфику, собственный менталитет и миропонимание.
Каким запомнит арабский мир Барака Хусейна Обаму, чернокожего афроамериканца с хорошим пониманием мусульманского менталитета, выросшего в христианской среде, имеющего демократические взгляды и порой диаметрально противоположный, отличный от прошлой администрации взгляд на реформы в рамках «Большого Ближнего Востока» - остается открытым вопросом. Для арабов, которым, по всей вероятности, после политики Буша, пусть даже небольшие шаги в сторону арабо-мусульманского мира со стороны новой администрации в США, будут скорее всего восприниматься «на ура».
Аман Акылбекович Салиев, ведущий эксперт Института стратегического анализа и прогноза Киргизско-Российского славянского университета, Бишкек, Киргизия
|