Газета «Наш Мир»
В среду Британское управление по рекламным стандартам сообщило о том, что оно не выявило нарушений в плакатах с надписью "Здесь, возможно, Бога нет", размещенных на бортах автобусов в Лондоне и других городах страны. В заявлении управления говорится, что, хотя содержание этой рекламы может не соответствовать убеждениям верующих, вряд ли она способна "вызвать широкомасштабное оскорбление". Примеру британских атеистов последовали отрицатели Бытия Божия в США, Австралии, Италии и Испании – правда, с неравным успехом. В России, по мнению экспертов, ничего подобного ждать не приходится.
Летом прошлого года жительница Лондона 28-летняя журналистка Эриан Шерин (на фото), сев в автобус, обратила внимание на рекламную листовку одной из христианских церквей, гласящую, что все атеисты будут гореть в аду. В управлении общественным транспортом мисс Шерин разъяснили, что не видят в листовке ничего оскорбительного, поскольку это всего лишь выражение частного мнения рекламодателя. В поиске адекватного ответа журналистка при содействии Британской ассоциации гуманистов открыла в Интернете сайт с призывом пожертвовать деньги на необычную рекламную кампанию: борта знаменитых двухэтажных автобусов должны были украсить баннеры с надписью: "Здесь, возможно, Бога нет. Не волнуйтесь и наслаждайтесь жизнью".
Только за первые четыре дня удалось собрать 150 тыс. фунтов стерлингов. К Новому году устроители акции смогли разместить рекламу на 200 автобусах в Лондоне и еще на 600 автобусах в других городах Англии, Шотландии и Уэльса.
Проделка Эриан Шерин вызвала протесты со стороны ряда религиозных организаций. На прошлой неделе водитель Рон Хитер отказался сесть за руль "безбожного" автобуса. "Моей первой реакцией был шок, – рассказал Шон. – Я почувствовал, что не могу вести этот автобус, о чем сказал начальству. Мне ответили, что подменить меня некому, и тогда я просто ушел домой".
Управление по рекламным стандартам, проанализировав 326 жалоб по поводу атеистической кампании Эриан Шерин, пришло к выводу, что "данная реклама является выражением мнения рекламодателя и высказанные в ней утверждения не подлежат объективному доказательству". "Хотя управление признает, что содержание рекламы может не соответствовать убеждениям многих людей, – говорится в опубликованном в среду заявлении, – маловероятно, что оно может ввести в заблуждение общество или вызвать широкомасштабное оскорбление".
Идея "безбожных" автобусов пришлась между тем по вкусу атеистам других стран. Члены Американской гуманистической ассоциации расклеили в ноябре на автобусах баннеры, гласящие: "Зачем верить в Бога? Будьте хорошим просто так!" Под этой надписью размещалось изображение Санта-Клауса. Вторая часть лозунга – цитата из рождественской песенки "Санта-Клаус пришел в наш город". Акцию приурочили к традиционной дискуссии о христианском смысле праздника Рождества Христова. "Атеисты-гуманисты" высказали убеждение, что благодаря этим баннерам безбожники, агностики и приверженцы нехристианских религий не будут чувствовать себя чужими на празднике.
А вот в католической Италии агентство по рекламе запретило эксплуатацию автобусов с рекламой атеизма. В Генуе в феврале должны были выйти на маршруты автобусы с надписями: "Плохая новость: Бога нет. Хорошая новость: Бог нам не нужен". Геную выбрали не случайно: там расположена резиденция архиепископа Анжело Баньяско. "Эта кампания – вызов, брошенный Баньяско, который известен тем, что помешал проведению гей-парада, а также регулярными выпадами в адрес науки", – разъяснил президент итальянского союза атеистов и рационалистов Рафаэле Каркано.
"Безбожные" автобусы наткнулись на яростное сопротивление и в Австралии. Тамошние атеисты планировали выпустить на улицы общественный транспорт с призывом: "Выспитесь в воскресенье". Однако власти отказались выдать необходимое разрешение. Один из организаторов акции Дэвид Ничоллс заявил: "Я потрясен. Это серьезный удар по свободе выражения мнения в нашей стране".
Эксперты сходятся на том, что само по себе выражение атеистами своего мнения в виде рекламы на автобусах опасности не представляет – вопрос лишь в форме высказывания. "Меня, профессионального научного атеиста, баннеры на лондонских автобусах оскорбить не могут, – признался "НИ" профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев, в 1984 году окончивший философский факультет МГУ по кафедре истории и теории научного атеизма. – Все люди имеют право на выражение своего мнения и приглашение к дискуссии других. То, как это сформулировано в рекламе на лондонских автобусах, и есть приглашение к дискуссии. Ничего плохого в этом я не вижу".
Возможно ли появление подобного общественного транспорта в России, и, если бы такое случилось, как бы это было воспринято обществом? "Полагаю, что в Англии такое стало возможным во многом благодаря нашумевшей книге Ричарда Докинса "Бог как заблуждение", – сообщил "НИ" доцент Центра сравнительного изучения религий РГГУ Борис Фаликов. – Сейчас на Западе число таких "чистых атеистов" стремительно растет. И они предъявляют Церкви очень конкретные и очень серьезные претензии – такие, как проблемы эвтаназии или стволовых клеток. Представители различных религий пытаются сохранить демаркационную линию между обществом и государством, атеисты этому препятствуют. У нас же картина совсем другая. Настоящих атеистов ничтожно мало, другое дело, что все больше антиклерикалов. Но разговор о Боге и разговор о Церкви – разные разговоры. Так что ждать появления в России "безбожных" автобусов не приходится".
|