Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Новому поколению богословов предстоит огромная работа по воцерковлению общества. Такое мнение высказал местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Кирилл на открытии конференции в Православном Свято-Тихоновском университете. По словам владыки, в современных условиях вне интеллектуального поиска приобщения к вере не происходит. Он предупредил: "Пока нас еще слушают на волне отрицания предыдущей идеологии, но мы недолго на этом проживем".
На первом пленарном заседании вспоминали о святом праведном Иоанне Кронштадтском, 100-летие кончины которого недавно отметила Церковь. Митрополит Кирилл напомнил, что отец Иоанн нес свое служение в годы, когда в православной Российской империи в сознании интеллигенции царил материализм, вера считалась делом немодным, а Церковь ассоциировалась с отсталостью и мракобесием. "И тем не менее появился священник, сумевший соединить с Церковью многие истерзанные интеллигентские умы", – сказал владыка. Он процитировал святителя Филарета (Дроздова): "Вера начинается в разуме, хотя принадлежит сердцу". Но одновременно местоблюститель подчеркнул – вера идет не только от ума:
– Почему люди идут в храм, оказавшись в раковом корпусе? Потому что понимают, что там не помогут ни деньги, ни знания, будь у больного хоть 20 дипломов... Бог нужен, когда человек понимает, что сам справиться не может.
Владыка Кирилл считает, что тысячи людей шли к Иоанну Кронштадтскому не только послушать его слово (в то время были и другие талантливые проповедники), но приобщиться к его духовному опыту. Поэтому от современных богословов требуется "сочетание высокоинтеллектуальной работы и духовного делания", задача духовников не регламентировать духовную жизнь, а быть в ней "экскурсоводом, способным обратить внимание на красоту картины".