Газета «Наш Мир»
Ребенок, не показывающий особых успехов в математике и приносящий
домой сплошные двойки еще в школьные годы получает от родителей и
учителей упреки и чувствует себя глупее одноклассников, легко щелкающих
уравнения. И совершенно зря! Оказывается, учащиеся с низкими
математическими способностями вполне могут обладать более высоким IQ,
чем их соученики. Что же мешает им раскрыться в области математики?
Ответ прост: дискалькулия. Дискалькулия - это болезнь, нарушение
обучаемости, при которой человек не способен производить простейшие
математические действия. Аналогичным заболеванием является дислексия -
неспособность к чтению, причем, как выяснил ведущий британский
нейрофизиолог профессор Баттерворт, количество детей, страдающих
дискалькулией, в разы больше дислексиков. Страдающие дискалькулией
стараются всеми способами избежать ситуаций, в которых им приходится
производить простейшие действия над цифрами: просят окружающих сообщить
им время, помочь расплатиться в магазине и т.д. Математические задачи и
вычисления становятся важной частью нашей повседневной жизни, и
неспособность хорошо считать может стать серьезным препятствием на пути
социализации, успеха, карьерного роста и т.д. Несмотря на то, что по
статистике этим заболеванием страдает около 5% населения Земли,
официальная наука длительное время отвергала существование дискалькулии
как болезни, пишет New Scientist. В исследовании, опубликованном
британским правительством в октябре прошлого года, утверждается, что
дискалькулия не только существенно уменьшает шансы школьников и
студентов на успешные результаты экзаменов, но и влияет на их будещее
благосостояние, сокращая вероятные доходы минимум на 100 тыс. фунтов
стерлингов. Избежать подобных последствий поможет лишь ранняя
диагностика заболевания и особая форма обучения. Люди,
страдающие дискалькулией, могут одновременно быть крайне успешными в
других областях; школьники и студенты, получающие двойки по математике,
могут блистать на других предметах. Это позволяет утверждать, что их
провалы в математической сфере обуславливаются вовсе не неспособностью
к обучению. Они всего лишь не видят связи между рядом объектов и
математическим символом, их представляющим. Проще говоря, они не
связывают в голове пять яблок, лежащих на тарелке, с числом "5" или
словом "пять". Таким же образом они не могут понять принципа сложения
или вычитания: движения по числовой прямой. Эта концепция точных
чисел считается уникальной принадлежностью человека. Ученые до сих пор
спорят о ее происхождении: одни считают, что человек рождается уже с
"модулем" точных чисел в голове, а другие уверены, что "модуль" точных
чисел выучивается уже в сознательном возрасте и надстраивается над
врожденной и доставшейся нам от далеких предков системой вычислений,
которая роднит нас с животным миром. Эта "оценка приближенного числа"
знакома всем: представьте, что вы смотрите на два яблоневых дерева.
Даже без подсчета яблок на каждом из них вы точно сможете сказать, на
каком дереве их больше. С точки зрения этой теории, дети, научившиеся
вначале говорить, а затем различать цифры, "накладывают" слова-цифры и
символы-цифры на врожденную оценку приближенного числа, постепенно
заменяя приблизительные вычисления точными расчетами. Споры о
концепции точных числе имеют прямое отношение к дискалькулии, так как
гораздо легче разработать методики обучения страдающих этим
заболеванием, если знать, с чем мы имеем дело. Если "модуль"
точных чисел действительно вложен в наш мозг уже при рождении, и у
людей с дискалькулией он по каким-то причинам отказывается
функционировать должным образом, то больных можно научить сравнивать
количества предметов, используя оценку приближенного числа, а для
остальных расчетов обходиться калькулятором. Если же модуль точных
чисел - понятие благоприобретенное, выучиваемое, то, возможно,
дискалькулию можно было бы вылечить путем внедрения новых методик
обучения математике, помогающих учащимся "наложить" точные числа на
оценку приближенного числа. |