Газета «Наш Мир»
Самолет авиакомпании Turkish Airlines, вылетевший в Данию, совершил
аварийную посадку в аэропорту Стамбула после столкновении со стаей
птиц. Как передает Reuters, ссылаясь на источники в аэропорте,
в результате столкновения у самолета был поврежден двигатель, поскольку
в него засосало одну птицу. Никто из 143 пассажиров не пострадал. Все они вылетели в Копенгаген другим рейсом. Инцидент
напомнил недавнюю катастрофу Airbus-320. Самолет потерпел крушение
после столкновения со стаей птиц. Пилот сумел приводнить самолет в реке
Гудзон. Не погиб ни один человек. Несколько человек были
госпитализированы в результате переохлаждения в реке. В
настоящее время технические специалисты думают о том, как не допустить
катастроф, связанных с птицами, в будущем. Авиаоператор Alaska Air
Group и австралийская авиакомпания Qantas Airways предлагают
устанавливать на самолетах бликовые железные пластины, чтобы отпугнуть
птиц. Среди других решений – использование системы радаров для
обнаружения приближающихся птичьих стай. В последнее время количество случаев авиакатастроф и неполадок, связанных с птицами увеличилось до 10 тыс. ежегоднo.
Как выжить в авиакатастрофе
Количество жертв при крушении самолета зависит от поведения людей в экстремальной ситуации. Кому-то
может повезти, как повезло тем 155 пассажирам и экипажу рейса US
Airways 1549. 15 января пилоту удалось совершить аварийную посадку на
реку Гудзон, и выжившие спаслись благодаря везению, мастерству пилота и
отличной подготовке всего экипажа. В противном случае вам придется
брать дело в свои руки. Авиакатастрофы случались всегда. Первый
трагический инцидент произошел в 1908 году, всего лишь пять лет спустя
после того, как братья Райт совершили первый контролируемый перелет на
дальнее расстояние. Самолетом, потерпевшим крушение, в котором погиб
один человек, управлял Орвилл Райт собственной персоной. В
некоторых авиакатастрофах выжить просто невозможно. В других (а точнее,
в подавляющем большинстве случаев) можно. В сделанном по заказу
правительства США исследовании говорится, что в период между 1993 и
2000 годом в США произошло 568 авиакатастроф с участием около 53,5
тысячи пассажиров и членов экипажа. Из них 51,2 тысячи человек (более
90%) выжили. Исследователи выяснили, что даже в 26 крушениях,
признанных самыми серьезными, выжило более половины пассажиров и членов
экипажа. Вопреки популярному статистическому мифу самолет не
является самым безопасным видом транспорта. По числу несчастных случаев
на поездку или по числу происшествий на каждый час пути железнодорожный
транспорт намного безопаснее, тогда как самолет безопаснее поезда
только по числу происшествий на милю пути. Но, как показало
исследование, количество выживших превосходит ожидания. К тому же
выяснилось, что треть тех, кто погиб (а причиной большинства смертей
стали задымленность и пожар), имели шансы на выживание, если бы приняли
некоторые меры предосторожности. Что это за меры? Точного ответа
на этот вопрос нет, и на любой аргумент всегда найдется контраргумент,
ведь некоторые меры безопасности при определенных авариях окажутся
совершенно бесполезными. Но есть рекомендации, с которыми согласны все
эксперты. Продумайте план действий Это
главное условие. Неоднократно проверено на практике, что для выживания
важно иметь представление о том, что вы будете делать в случае
авиакатастрофы или вынужденной посадки. В первую очередь обязательно
прослушайте информацию, которую сообщают перед полетом бортпроводники и
прочтите карточку с правилами эвакуации. Если этого по каким-то
причинам сделать не удалось, позаботьтесь о том, чтобы вы точно знали,
где находятся экстренные выходы. Посчитайте число рядов до них перед
вами и сзади: может случиться, что вам придется искать выход в полной
темноте или в густом дыму. Имейте в виду, что от предупреждения
до чрезвычайной ситуации у вас будет всего лишь пара минут, так что
используйте время, чтобы мысленно прокрутить в голосе ваш план еще раз. Самые безопасные места Обычно
ими считаются места рядом с выходом, хотя в отношении авиакатастроф
существует много заведомо ложной информации. На сайте компании Boeing
говорится: «Каждое место так же безопасно, как и все остальные».
Аналогичную информацию можно найти на сайтах airsafe.com и Федеральной
воздушной администрации США. Однако в народе говорят, что сидеть
в хвосте более безопасно, хотя вы наверняка встречались и с другими
мнениями. Например, что самые безопасные места - в районе крыла, потому
что самолет в этом месте «крепче». Но авиакатастрофы сильно отличаются
друг от друга, и иногда выживают только те, кто сидел в начале
самолета, иногда те, кто возле крыла. В 2007 году журнал Popular
Mechanics проанализировал все авиакатастрофы с 1971 года, по которым
удалось найти данные о выживших и о том, на каких местах они сидели.
Журналисты выяснили, что те, кто сидел на задних местах (за задней
кромкой крыла), действительно были в большей безопасности. Там число
выживших составляло 69%. Среди тех, кто сидел перед крылом, количество уцелевших сводилось к 59%, а среди тех, кто был в носовой части самолета, - 49%. Группировка Необходимость
сгруппироваться вызывает столько же споров, сколько и проблема
безопасных мест. Приверженцы теории заговоров в интернете утверждают,
что рекомендованные позы (которые со временем менялись) в чрезвычайной
ситуации гарантируют вам перелом шейных позвонков и позвоночника. Они
утверждают, что вас умышленно просят сгруппироваться, чтобы сделать
вашу смерть мгновенной, избавить от мучений и сократить страховые
выплаты. Другие считают, что занять одну из двух рекомендованных
поз для человека, летящего экономклассом, просто невозможно, поскольку
для этого не хватит свободного места. Некоторые думают, что
рекомендованные позы группировки просто бессмысленны и вам лучше всего
сидеть прямо и упереться руками в кресло напротив. В любом
случае, группируясь, вы преследуете три основные цели: опускаете тело
на максимально низкий уровень, чтобы при аварии уменьшить эффект
складного ножа; предотвращаете падение и удар о кресло или другие
предметы внутри салона самолета; заботитесь о том, чтобы ваши ноги и
лодыжки не были повреждены, поскольку это затруднит ваш выход из
самолета. Крайне важно самому позаботиться о себе. После падения
борта M1 в Кегворте в 1989 году (выжило 79 из 129 находящихся в
самолете людей) у многих жертв и тех, кто выжил, были переломы ног ниже
колена. Это стало результатом того, что они налетели или были вдавлены
в кресло перед ними. Поэтому поставьте ноги на пол, лучше всего дальше
назад, чем колени, и положите ручную кладь под сиденье перед вами,
чтобы смягчить возможный удар. Если это возможно, позаботьтесь о
дополнительной защите головы, например, возьмите подушку. Убедитесь в
том, что вы вынули вставные зубы и убрали ручки и другие острые
предметы. Не забудьте о том, что необходимо сохранять группировку до
тех пор, пока самолет не остановится: очень часто за первым толчком
следуют другие. Ремни безопасности Один
из самых странных выводов исследования по выживанию в авиакатастрофах
заключается в том, что люди постоянно не справляются с простейшей на
первый взгляд задачей: не могут расстегнуть ремень безопасности. Дело в
том, что в стрессовой ситуации люди выполняют привычные, заученные
действия для стандартной ситуации. Что касается ремней безопасности, то
они инстинктивно пытаются расстегнуть автомобильный ремень, устроенный
по-другому. После крушения, выяснили исследователи, многие пытались
нащупать кнопку, на которую надо нажать, чтобы освободить ремень,
поскольку именно это действие многим знакомо. А чтобы расстегнуть
ремень безопасности в самолете, надо потянуть за скобу пряжки. Что
касается ремня безопасности, его надо затянуть как можно туже. Каждый
сантиметр свободного ремня увеличивает потенциальные силы гравитации,
которым вы будете подвержены. «Паника наоборот» В
чрезвычайной ситуации важны скорость и спокойствие. Но часто реакцией
на стресс становится так называемая «паника наоборот», при которой люди
остаются на своих местах, словно в трансе. Она может распространяться и
на членов экипажа самолета: несмотря на интенсивное обучение, люди в
ошеломлении замирают и не могут ничего сделать. Ключ к выживанию
лежит в том, чтобы услышать и выполнить инструкции членов экипажа, но
если они или ваши ближайшие соседи впадают в транс, тогда вам придется
принимать решения самостоятельно. Были случаи, когда потрясенные
пассажиры оставались на своих местах и ждали инструкций, которых по тем
или иным причинам так и не последовало. Задымление В
большинстве катастроф, где есть вероятность выживания, причиной смерти
часто становится пожар, но дым еще опаснее огня. Вы можете потерять
сознание, лишь несколько раз вдохнув задымленный воздух. Если это
возможно, намочите носовой платок или любую другую ткань, например
обивку кресла перед вами, и закройте ею нос и рот. Если под рукой нет
воды, используйте мочу. Это вопрос жизни и смерти, тут не до
брезгливости. Иногда в задымленном салоне самолета предлагается
лечь на пол, поскольку внизу дыма будет меньше. Но это не так. Есть
вероятность, что вас просто раздавят или вы задохнетесь под горой
багажа, падающих тел и рвущейся к выходу толпы. Пригните голову,
закройте нос и рот, но оставайтесь на ногах. Если проходы между рядами
заблокированы, перелезайте через кресла. Руки должны быть свободными После
аварии самолета люди начинают делать самые невероятные вещи, и одна из
самых странных - попытка взять с собой часть багажа или все свои вещи.
Оставьте их. У вас нет времени, а вещи задержат вас и других. К тому же
вам понадобятся обе руки. Может быть, придется убирать препятствия на
пути к выходу, держать влажную ткань перед носом и ртом или просто
отбиваться от других пассажиров, размахивающих кулаками. При
этом учтите, что не следует толкаться и пихать других, даже если вы
хотите выбраться как можно быстрее. Вы всех задержите и напроситесь на
ответные меры, а в полной стресса ситуации вроде крушения самолета у
некоторых людей проявляется неожиданная сила. Вы можете потерять
сознание или получить травму. «Золотой период», во время
которого можно вырваться из самолета, длится примерно две минуты.
Слушайте стюардесс, быстро проберитесь к выходу, быстро оцените,
сможете ли вы остаться в живых, покинув самолет, а затем выбирайтесь
наружу и убегайте как можно дальше от самолета. Должны ли вы
остаться, чтобы помочь другим? Это личный вопрос, и он касается запасов
мужества и сострадания, которые у вас будут. Ведь никто знает, как мы
будем действовать в экстремальной ситуации.
|