Позавчера Папа издал энциклику, возвращающую в лоно церкви четырех отлученных британских епископов, принадлежащих к ультраконсервативной группе Марселя Лефевра. Впрочем, сам скандал связан лишь с одним из – преподобным Ричардом Уильямсоном. Он прославился тем, что отрицает Холокост – катастрофу европейских евреев. Буквально накануне примирения епископов с Престолом святого Петра шведское телевидение показало интервью, в котором Уильямсон заметил, что не верит в существование концентрационных лагерей и газовых камер. Шведские журналисты предложили ему повторить это в лицо тем немногим советским солдатам – участникам освобождения Освенцима, кто еще остался в живых, а также тем из еще более немногочисленных узников, которых они освободили, но 65-летний патер заявил, что не желает спорить со стариками.
Собственно, возвращение четверых епископов к подножию Ватикана – также своего рода юбилейное действо. Ровно 50 лет назад, 25 января 1959 года, Папа Иоанн XXIII собрал Второй Ватиканский собор, из-за которого и произошло впоследствии знаменитое отлучение. Лефевр и еще некоторые епископы не признали ряд решений собора. В 1988 году, за три года до смерти, Лефевр совершил посвящение четырех епископов без необходимого разрешения Папы.
Бенедикт XVI – преемник Иоанна-Павла II – в свое время вел переговоры с мятежными епископами. Свою энциклику он явно приурочил к годовщине собора. Если бы не скандальное выступление Уильямсона, о его взглядах, может быть, не вспомнили бы вовсе, но теперь разразился скандал. Британская пресса немедленно припомнила «бронепапе» Бенедикту его гитлерюгендовскую юность. Десятки епископов и кардиналов по всему миру бросились уверять свою паству и всех остальных в том, что Церковь вовсе не разделяет взгляды своего британского епископа.
С подобным же заявлением выступили сам Папа и кардиналы его курии, но это не спасло их от неприятных вопросов прессы. К тому же в этом году Его Святейшеству предстоит давно планировавшаяся поездка на Святую землю, а дарованное Ричарду Уильямсону прощение оскорбило израильскую общественность.
Отношения между Ватиканом и евреями давно не были столь плохи, как сейчас. И на этом фоне Папа возвращает свою благосклонность отрицателю Холокоста только потому, что тот согласился принять главенство Престола святого Петра? Естественно, личные воззрения Уильямсона на вопросы исторической истины не являются позицией всей церкви – в этом никто не сомневается.
Когда-то «лефеврианцы» откололись от Рима, считая реформы «модернистским загрязнением веры». Эти реформы нынешний Папа в те времена горячо приветствовал, будучи молодым, подающим надежды теологом и советником кельнского кардинала Фрингса. Более того – он их не только приветствовал, но и во многом предвосхитил в своих ранних работах. Что же касается так называемого «братства Пия X», откуда вышли все без исключения клирики, последовавшие за Лефевром, речь идет о кузнице кадров для самых радикальных консерваторов Католической церкви. Сегодня бывший молодой реформатор протягивает руку отступникам – это означает, что он признает их правоту.
Похоже, Папа проводит своеобразное «оздоровительное санирование» церкви, опираясь на консервативную паству.