Газета «Наш
Мир» Об этом на страницах газеты «Союзное Вече» вновь задумывается аналитик Александр Храмчихин. В своей статье, опубликованной в первом номере этого издания за нынешний год, он обращает внимание на то, что война против терроризма – это, прежде всего, «битва за умы и сердца»:
Любая война регулярных формирований против иррегулярных – это война за умы и сердца людей. «Партизаны» (террористы, сепаратисты, «национальные освободители») имеют шанс на победу только в одном случае – если пользуются поддержкой, как минимум, значительной части населения той местности, где война ведется. Население в этом случае обеспечивает иррегулярным формированиям тыловую поддержку, а также людские резервы.
Если же иррегулярные формирования поддержки не имеют, то и шансов у них нет, они очень быстро проиграют войну регулярной армии, обладающей абсолютным превосходством в технике и огневой мощи. Можно вспомнить печальный опыт гения партизанской войны Че Гевары, которого поймала слабая и неопытная боливийская армия. Че и его отряд не получили никакой поддержки населения, а потому были обречены.
В августе 1999 года чеченские вооруженные формирования вторглись в Дагестан, рассчитывая на поддержку местного населения, а вместо этого получили с его стороны активное вооруженное сопротивление. В результате чеченским боевикам пришлось вести заведомо безнадежную для них регулярную войну против Российской армии, из-за чего они не только не приобрели Дагестан, но и потеряли Чечню. Федеральные войска нанесли им военное поражение, а потом Москва сумела внести в ряды сепаратистов внутренний раскол, лишив их поддержки большей части населения республики.
Соответственно, «борьба с терроризмом» перестала быть чисто военной угрозой.
Представим себе худший вариант (его вероятность не очень высока, но и не пренебрежительно мала) - операция НАТО в Афганистане провалилась, талибы вернулись к власти и начали движение на север, в Центральную Азию. Мулла Омар и Гульбеддин Хекматиар выступят в роли Клейста и Гудериана и поведут через горные перевалы десяток антикварных Т-55? Это очевидный абсурд. С талибами как регулярной армией смогут относительно успешно бороться даже хилые армии Таджикистана и Киргизии, тем более – гораздо более мощные ВС Узбекистана и Казахстана. А вот если талибам удастся «поджечь» хотя бы Ферганскую долину – крушение светских режимов Таджикистана, Киргизии и Узбекистана практически гарантировано, никакие армии тут не помогут. И принципиальным будет вопрос – где удастся остановить «зеленую волну», т. е. переход населения на сторону противника. Да, без регулярных армий, в том числе, безусловно, и российской, тут уже не обойтись. Но они будут играть чисто вспомогательную роль. Главными же будут меры политические, экономические, идеологические и пропагандистские.
Тем более это относится к внутренней ситуации в самой РФ. Если радикальный ислам получит распространение в умах молодежи сначала на Северном Кавказе, затем в Поволжье и на Урале – Россия столкнется с новой проблемой. Особенно если учесть, насколько высока в ВС РФ доля этнических мусульман. Если же радикалам умы и сердца завоевать не удастся – проблемы не будет. Российская армия при всех колоссальных проблемах выиграла войну в Чечне, потенциальную агрессию талибов, даже если таковая случится, она сможет остановить на дальних подступах к своей границе, в степях Казахстана. С военной точки зрения никакой проблемы в этом не будет, противник слишком слаб технически. Причем для этого хватит очень незначительной части ВС РФ.
Битва за умы и сердца будет главной, в этой битве решится все, а не на поле боя.
О подобном сценарии – пусть он кажется даже маловероятным – лучше задуматься раньше. Хотя бы для того, чтобы этот сценарий предотвратить.
|