Газета «Наш Мир»
Недавно я наткнулась на ряд публикаций, посвященных раздельному
обучению мальчиков и девочек в школе. И эта тема меня чрезвычайно
заинтересовала. Оказывается, общественность уже давно обсуждает этот
вопрос. В стране даже открыты «школы – лаборатории раздельного
обучения». Как сообщает директор Национальной ассоциации раздельного
образования Леонард Сакс, количество школ с раздельным обучением
мальчиков и девочек в США за последние 7-8 лет возросло более чем в 50
раз. Но зачем и для чего? Не секрет, что мальчики и девочки
развиваются по-разному. Многие учителя и детские психологи утверждают,
что существующая система «подстроена» под девочек: они более усидчивы,
послушны, им легче дается «зубрежка». А мальчиков это не привлекает,
они ходят в школу, чтобы общаться, тусоваться. Следует
отметить и некоторые различия в умственной деятельности девочек и
мальчиков. У девочек короче период вырабатываемости, а мальчики
медленнее входят в работу. И пики работоспособности у них разные.
Мальчикам нужен высокий темп. Как только начинается повторение,
внимание мальчиков ослабевает. Девочкам быстрый темп мешает. Они лучше
работают на пошаговых технологиях. У мальчиков хорошо
работает соревнование. Для девочек соревнование надо применять очень
аккуратно, есть риск всех их перессорить. Для девочек очень важна
оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их
критикует и сравнивает. Нужно учитывать и такую
особенность – мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность,
они лучше работают тогда, когда характер вопросов – открытый, когда
нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить
за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами
открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда
они запомнят и усвоят материал. То есть, им больше подходит обучение
через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Девочки
лучше усваивают информацию, когда им известен алгоритм, когда
информация уложена в схему. Обычно, для них не составляет труда
запомнить правило или порядок операций, и затем применять его в
подобных типовых ситуациях. Весьма образно на эту тему
высказалась моя мама: «Надо с детства воспитывать более таинственные
отношения между полами, а не портфелем по спине – и потом так по жизни.
Только, думаю, сейчас мало кто над этим задумывается, и поэтому
мало кто согласится с такими выводами. Слишком давно общее обучение
навязано». По данным Фонда «Общественное мнение» на основании
результатов опроса, проведенного 22-23 декабря 2007 года, три четверти
россиян (76%) отрицательно относятся к введению раздельного обучения
мальчиков и девочек в школе, сообщает ИА REGNUM. Всего 9% граждан
считают, что система, при которой мальчики учатся отдельно от девочек,
имеет больше преимуществ, чем преобладающая сегодня система совместного
обучения. Еще 15% не имеют определенного мнения на этот счет.
Но несмотря на все положительные моменты, ложка дегтя все равно
присутствует. Исторически раздельное обучение сложилось раньше
смешанного. Тем не менее, сейчас в обществе преобладает совместное
обучение мальчиков и девочек. И в раздельном обучении есть главный
недостаток – это возможность возникновения проблем в общении между
девочками и мальчиками. То есть, при недостатке совместного общения они
могут просто не научиться понимать другой пол. А это, в свою очередь,
создаст проблемы при образовании семьи, в трудовом коллективе и т.д.
Именно поэтому раздельное обучение предлагается проводить под одной
крышей – в одном здании, с общими переменами, совместными внешкольными
мероприятиями и некоторыми совместными уроками. Таким
образом, у ребят есть возможность проиграть самые разнообразные
ситуации общения – и во время досуга, и в деловом взаимодействии. Но главное, чтобы у самих школьников (и их родителей) всегда был выбор, в каком классе учиться. |