Газета «Наш Мир»
Это было весьма необычное явление для Давоса – помпезного мероприятия, проходящего год за годом в альпийской деревне. «Вы убиваете людей!» - воскликнул турецкий премьер Тайип Эрдоган в адрес израильского президента, чем разрядил унылую обстановку, сложившуюся на Всемирном экономическом форуме. Элитарная публика – банкиры и президенты, впавшие в анабиоз впоследствии глобального финансового кризиса, встрепенулись.
Культура, питавшая Давос, мертва, написал скучающий еще вчера утром обозреватель «Гардиан». В политику вернулась человеческая эмоция, добавим мы сегодня.
Турция вновь становится лидером исламского мира. Об этом говорят и на улицах Газы, куда сегодня устремились тысячи палестинцев с турецкими флагами. Об этом поговаривают в высоких европейских кабинетах. Приход лидера происламской партии на пост премьер-министра европеизированной страны, давнего стратегического партнера израильтян, члена НАТО и прочее, прочее, - смешал все карты в колоде большой политической игры. Эрдоган вчера стал голосом Востока на площадке Западного мира.
Значит ли это, что Турция меняет политический курс с Запада на Восток? Даже самые сдержанные аналитики ответят сегодня скорее положительно. В крайнем случае, Турция будет по-прежнему демонстрировать стремление в Евросоюз, но лишь для удобной торговли в проектах типа NABUCCO и продолжения ведущей роли в политической игре, разворачивающейся сегодня на наших глазах.
Турция преобразилась за прошедший год, в течение которого партии Эрдогана военная оппозиция безуспешно грозила судебными исками, запретами и переворотами. Страна с самообеспечиваемой экономикой демонстрирует сегодня все большую политическую самостоятельность. На фоне трудных переговоров с Международным валютным фондом группа турецких бизнесменов под началом президента Абдуллы Гюля собирается в Саудовскую Аравию для заключения договоров по облигациям со странами Персидского Залива. Увеличиваются поставки газа Ирана в Турцию. Официальная Анкара подписывает важные экономические соглашения с Ираном на уровне правительств. И, наконец, активно лоббирует участие Исламской республики в проекте газопровода NABUCCO. По результатам социологических опросов все меньше и меньше приверженцев вступления в Евросоюз среди турецкого населения.
Поэтому очень символично, что именно на форуме экономических банкротов Эрдоган заявил: "Для меня Давос завершился. Отныне я больше сюда не приеду".
Последняя эмоция была вызвана репликой ведущего семинара - обозревателя The Washington post Дэвида Игнатиуса, прервавшего дискуссию о палестинской Газе со словами «Пора обедать» (по иронии судьбы, этот журналист призывал Белый дом почаще прислушиваться к голосу оппонентов). Но вспомним, что не умирающий Давос стал точкой слома прежних взаимоотношений. Острой дискуссии турецкого и израильского политиков на экономическом форуме предшествовали все те же события в Газе, во время которых ни один исламский политик не осмелился возвысить голос против действий израильской армии. Фетвы саудовских шейхов о допустимости джихада в Газе, выделение миллиардов долларов блокадному палестинскому району, политическая поддержка ХАМАСу последовали уже по окончании израильской бойни, унесшей жизни сотен невинных детей и женщин. И в этом круговом молчании руководителей мусульманских стран лишь Эрдоган настойчиво вопрошал политических лидеров: «Как вы можете закрывать глаза на резню в Газе?».
Турецкий лидер действовал более чем эмоционально. «Мне еще предстоит осознать, что произошло в Давосе», - признался он на короткой пресс-конференции в альпийском городке. Но сегодня очевидно одно: в гораздо большей растерянности пребывают сегодня израильские руководители, бездарно не просчитавшие собственные политические издержки от кровавой бойни в Газе.
|