Газета «Наш Мир»
Рецептура продуктов известных брендов, тщательно оберегаемая именитыми производителями, не перестает будоражить воображение впечатлительной публики. На прошлой неделе неожиданно громкое продолжение получила история двухлетней давности с секретным экстрактом Coca-Cola. Тогда российские СМИ подняли шумиху вокруг некоего иска к глобальной корпорации, поданного главой турецкого Фонда св. Николая Муаммера Карабулута (эта организация профессиональных сутяжников приказала долго жить вскоре после неудавшихся разбирательств с Coca-Cola).
Основой рассекреченного фирменного экстракта является краситель кармин, изготавливаемый из мелких жучков-паразитов (кошенили), утверждал истец. А значит, известная газировка непригодна для употребления ни мусульманами, ни иудеями, ни вегетарианцами.
Но несмотря на кипевшие страсти, Coca-Cola до сих пор упорно хранила молчание и впервые, по крайней мере в России, прокомментировала скандальную тему в разговоре с . «Никто из СМИ по этому поводу к нам не обращался», — посетовали в компании. В Coca-Cola утверждают, что кармин никогда не добавляли в колу, им подкрашивают только грейпфрутовый сок Minute Maid, производимый в США. Но главное — фирменная рецептура напитка была и остается нераскрытой, так что с сообщениями о том, что компания в конце концов признала правоту турецких общественников, наши информагентства, печать и телевидение явно погорячились.
В неувядающем интересе к злополучным жукам можно было бы усмотреть происки конкурентов. Но только не в таких обстоятельствах, ведь секретничаньем с фирменной рецептурой грешат и они. «При регистрации производители предоставляют Роспотребнадзору полный состав продукта. Подсластители, регуляторы кислотности, красители, консерванты — все это по законодательству указывается на этикетке товара, — объясняет начальник отдела продвижения продукта в напитках и молочной промышленности Комбината химико-пищевой ароматики Елена Карнарук. — Другое дело — сама рецептура и ароматизаторы, которые могут являться коммерческой тайной: их расшифровка на этикетках необязательна». В случае с российской Coca-Cola секретен не краситель — он на этикетке присутствует (сахарный колер, или Е150d), а так называемые натуральные ароматизаторы. За этим обозначением и прячется тайная формула. Почти то же самое и на этикетках Pepsi: «натуральные экстракты» и «натуральный ароматизатор Pepsi».
Получается, что производителям продуктов питания в России достаточно доказать безопасность употребления продукта в регулирующих органах, а уж разбираться в нюансах состава — дело искушенных потребителей. Так, вегетарианцы из разрешенных продуктов рекомендуют не употреблять в пищу те, что подкрашены красным, и все из-за кармина. На Западе система аналогичная. Были, правда, попытки вынудить производителей указывать источник происхождения кармина на этикетке. В начале 1990-х в США ряд сенаторов попытались обязать компании делать маркировку: «изготовлено с использованием насекомых». Но поскольку производители без восторга отнеслись к такой перспективе, стороны сошлись на «натуральных ингредиентах». В Европе поступили еще проще: кармин обозначили как Е120. Кому интересно, тот расшифрует. Что же касается таинственной формулы Coca-Cola, то публичные попытки ее раскрытия, судя по всему, будут предприниматься и впредь. Авось у кого-нибудь получится.
Елизавета Никитина
|